Зарплата учителей растет и, надо надеяться, привлечет в школы молодые кадры
29 апреля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ в очередной раз обсуждалась тема учительских зарплат. В 2013 году большинство субъектов Федерации поддерживали заработок учителей на среднем уровне по экономике региона только за счет помощи из федерального бюджета, считает директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.
Проект модернизации региональных систем образования (2011-2013 годы) и майские указы президента (2012 год) требуют увеличения зарплат учителей до уровня средней по экономике региона. Сейчас большинство субъектов Федерации достигло этого показателя, а некоторые его превысили. Исследование Наталии Типенко показывает, как изменилась структура учительских заработков в последнее время и за счет каких ресурсов они выросли.
Статистика позволяет развеять расхожие стереотипы. Так, учителя часто говорят, что их зарплата растет за счет увеличения нагрузки. Наталия Типенко в своем докладе отметила, что в большинстве регионов нагрузка практически не увеличилась. Ощущение ее роста, видимо, связано с увеличением количества отчетности, которую учителей обязывают вести.
Приходится слышать о росте дифференциации оплаты труда учителей. На самом деле она уменьшается. В 2013 году межмуниципальные различия в оплате труда учителей по России стали меньше, чем в 2012. Хотя встречаются регионы, где они велики, — среди них Красноярский край и Тверская область.
Кое-где в 2013 году изменилось соотношение базовой и стимулирующей части зарплаты. Так, в Краснодарском крае и на Чукотке доля стимулирующей части в 2013 году выросла и составила более 30% учительского заработка. Напротив, в ряде субъектов, в том числе в Омской и Курганской областях, доля стимулирующей части сократилась и сейчас составляет менее 15% заработка. Лидер по этому показателю — Московская область. Здесь доля стимулирующей части в 2013 году — 5%.
С помощью разных систем оплаты труда регионы проводят разную кадровую политику. Так, в Краснодарском крае акцент сделан на привлечение молодых учителей. Зарплата педагога без квалификационной категории составляет 80% зарплаты педагога высшей квалификации. А руководство Владимирской области стимулирует учителей повышать квалификацию. Зарплата молодого специалиста составляет только половину зарплаты педагога, имеющего высшую квалификационную категорию.
Однако все субъекты Федерации объединяет одна проблема. Большинство регионов — дотационные. Бюджеты некоторых на 80% состоят из дотаций федерального центра. Соответственно, и зарплату учителей большинство повышает за счет дотаций. Собственных средств на поддержание зарплат учителей на уровне средней по экономике в регионах нет.
Местные власти понимают, что учитель нередко кормит всю семью. Соответственно, повышение учительских зарплат для губернаторов — способ не только «выслужиться» перед центром, но и поддерживать социальную стабильность
Кроме того, региональная политика в области образования преимущественно сводится сейчас к тому, как бы «дотянуть» учительские зарплаты до уровня средней по экономике и удержать на нем. Это показывают колебания уровня средней учительской зарплаты в течение года. В каждом регионе он «плавает» вокруг средней по экономике от месяца к месяцу. Так, в первом полугодии 2013 года средняя зарплата учителей Пермского края была на 14% выше средней по экономике, а во втором полугодии — несколько ниже. По мнению Наталии Типенко, как только в региональном бюджете появляются лишние деньги, их «бросают» на поддержание уровня учительских зарплат. Качество образования остается на совести директоров школ, а местные органы управления образованием видят своей целью распределение средств — и только.
Директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Татьяна Клячко отметила, что большинство педагогов сейчас вынуждено подрабатывать. Причем увеличение зарплаты стимулирует их подрабатывать больше, потому что ставит перед ними новые цели. Скажем, раньше человек и не мечтал о покупке машины, а сейчас это стало для него реальным. Возможно, ощущение роста нагрузки у учителей связано с этим. Кроме того, она подчеркнула, что во многих регионах зарплата бюджетного работника, в том числе учителя, — едва ли не единственный стабильный заработок, на который можно рассчитывать. Местные власти понимают, что учитель нередко кормит всю семью. Соответственно, повышение учительских зарплат для губернаторов — способ не только «выслужиться» перед центром, но и поддерживать социальную стабильность. По этой же причине они всегда будут стремиться выравнивать зарплаты по муниципалитетам и даже по школам.
Директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин отметил, что увеличение учительских зарплат действительно не повлияло на качество образования, но повышать качество обучения за счет увеличения зарплат учителей никто и не собирался. Такую цель было бы странно ставить — нигде в мире эта тактика не сработала. Целью повышения зарплат в России было избежать эрозии учительского корпуса за счет того, что пожилые уходят на пенсию, а молодые не хотят работать за небольшие деньги. Была ли эта цель достигнута, покажет время.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Первым учителям — партнерам НИУ ВШЭ вручены сертификаты факультета социальных наук
В конце января 2022 года Высшая школа экономики запустила проект «Учитель — партнер факультета НИУ ВШЭ», реализуемый в рамках Программы развития ВШЭ до 2030 года. А 14 и 18 июля состоялись встречи с учителями, прошедшими первый отбор для участия в проекте, на которых обсудили их достижения и дальнейшие планы.
Олимпиада для учителей «ПРОФИ» Пермского кампуса ВШЭ получила признание Минобрнауки России
16 октября завершается отборочный этап олимпиады «ПРОФИ», которую Высшая школа экономики в Перми проводит для учителей с 2008 года. За это время олимпиада превратилась во всероссийское и международное интеллектуальное состязание, в ней приняли участие более 24 тыс. педагогов.
1,5
Во столько раз надо увеличить зарплату преподавателей московских профессиональных колледжей и техникумов, чтобы привлечь на работу «идеального преподавателя». Так считают руководители этих учебных заведений.
24%
учителей считают, что для эффективной работы им больше всего не хватает навыков в области компьютерных и информационных технологий.
Учителя ждут улучшений условий труда
Политика эффективных контрактов работает в школе лишь отчасти. С одной стороны, с ростом зарплаты профессия учителя стала более привлекательной, с другой — часть преподавателей все еще дополнительно трудятся на стороне. На этом фоне управление качеством работы педагогов не всегда входит в приоритеты руководства школ, отметили эксперты Института образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Павел Деркачев и ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Марина Пинская.
30%
такую прибавку к зарплате дает выпускнику диплом магистра уже на первом рабочем месте по сравнению с теми, кто имеет обычный диплом.
Пермская Вышка провела международную олимпиаду для учителей
Завершилась олимпиада для учителей «ПРОФИ-КРАЙ», которую организует Пермский кампус ВШЭ. В 2014 году она проводилась по семи предметам, в ней приняли участие около 5 тыс. учителей из разных регионов России и стран СНГ.
Проблемы школы в России и США можно решать схожими методами
В Институте образования ВШЭ на традиционном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» выступила профессор педагогики Стэнфордского университета Сюзанна Лоеб. Ее доклад был посвящен оценке и повышению эффективности работы учителя.
8%
на столько в среднем снизились заработные платы в валютном выражении в промышленности в первом полугодии 2014 года.