• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В аналитике чаще всего нет единственного правильного решения»

«В аналитике чаще всего нет единственного правильного решения»

© Высшая школа экономики

Национальная олимпиада по анализу данных DANO — это состязание, где школьники учатся не просто решать задачи, а смотреть на мир через данные, формулировать гипотезы и проверять их на практике. О том, почему аналитическое мышление помогает не только в науке, но и в жизни, рассказывают Иван Станкевич, доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, председатель методической комиссии DANO, и Владислав Пикиневич, руководитель аналитики партнерских кешбэков и рекламы Т-Банка, председатель экспертного жюри олимпиады.

— При каких обстоятельствах вы оказались в исследованиях и аналитике? Почему выбрали именно это направление?

Владислав: История длинная, на отдельное интервью. Если коротко: ребята из вуза рекомендовали несколько направлений, среди них была аналитика. Я изучил все варианты, и аналитика откликнулась. Подался на вакансию джуниора, начал работать и учиться у коллег. Получилось, понравилось, остался.

Иван: Еще на старших курсах бакалавриата начал работать в лаборатории в Вышке. На первом курсе магистратуры меня пригласили преподавать. Мне очень понравилась и исследовательская работа, и академическая среда в целом. Так и остался в науке. Работаю с данными, преподаю, исследую. Данные ближе к людям, к жизни. Это не абстрактные формулы в вакууме, а прикладные вещи, которые могут быть интересны многим. Хотя, признаюсь, мои научные задачи достаточно узкие и специфичные.

Иван Станкевич, Владислав Пикиневич

— Как учились в школе? Какие предметы нравились больше всего?

Владислав: Отличником никогда не был, но учился хорошо: помогали не только знания, но и коммуникация с учителями. В целом учиться было легко, поэтому много занимался спортом, гулял. Из предметов особенно любил физику — участвовал в олимпиадах.

Иван: Окончил школу с серебряной медалью. Больше всего любил математику и все, что с ней связано. Русский, литературу, английский — не очень. Участвовал во множестве олимпиад: по математике, экономике, истории, даже по экологии и устойчивому развитию. Последняя была довольно странная, но я там даже что-то выиграл. Исторические олимпиады тоже нравились, но профессионально этим заниматься не стал.

— Кто из профессионального мира оказал на вас большое влияние?

Владислав: У меня нет одного человека, на которого я равняюсь. Но всегда есть ребята, за которыми хочется тянуться.

Иван: Наверное, больше всего повлиял мой научный руководитель Игорь Гермогенович Поспелов. К сожалению, его уже нет. Он был доктором физико-математических наук, членом-корреспондентом Академии наук. Очень яркий человек, который сочетал любовь к чистой науке и умение сохранять прикладной смысл исследований. У него был особый взгляд на жизнь и науку. Еще сильно повлияли книги Стругацких. Перечитывал их во время учебы, и они помогли сформировать мировоззрение. Люди на меня влияли меньше.

— Чем аналитическое мышление отличается от обычного решения школьных задач?

Владислав: В школе есть правильный ответ, главное — его найти. В аналитике чаще всего нет единственного правильного решения. Есть разные векторы, и в зависимости от выбранного пути ты можешь прийти к разным точкам оптимума. Поэтому важнее не «правильно/неправильно», а умение задавать вопросы: «как это работает?», «почему?» и «что с этим делать дальше?».

Иван: Любой ответ — это результат поиска, который может привести к разным, но корректным выводам. И это очень похоже на жизнь.

— Можно ли сказать, что олимпиада учит не просто считать, а мыслить иначе?

Владислав: Я бы сказал, она учит мыслить правильно. Аналитическое мышление помогает принимать решения каждый день, и это очень ценно.

Иван: Хочется верить, что да.

— В каких школьных предметах пригодятся навыки, полученные на олимпиаде DANO?

Владислав: База — математика и информатика. Но тут скорее наоборот: школьные предметы помогают участвовать в олимпиаде. А сама олимпиада учит мыслить аналитически, использовать статистику, программирование и развивает софт-скилы.

Иван: Это стык разных направлений: математики, элементов программирования (хотя код писать необязательно), экономики и общественных наук. Олимпиада помогает развивать критическое мышление — то, чему в школе обычно не учат.

— Почему важно уметь формулировать и проверять гипотезы даже в повседневной жизни?

Владислав: Чтобы принимать взвешенные решения и не попадаться на уловки, важно уметь анализировать данные. Это может быть как огромная таблица в Excel со множеством параметров, так и всего пять вариантов выбора, каждый из которых влечет свои последствия. В любом случае нужно уметь сопоставить факты и сделать правильный вывод. Именно этому и учит олимпиада: работать с информацией, задавать вопросы и проверять гипотезы, а не действовать вслепую.

Иван: В быту этот навык не всегда применим, но он помогает, например, критически оценивать информацию в СМИ и не поддаваться манипуляциям.

— Как олимпиада тренирует критическое отношение к данным?

Владислав: Больше всего это происходит в общении с менторами и жюри. Они задают правильные вопросы и показывают, что нельзя делать выводы вслепую.

Иван: Участники проходят весь путь работы с данными — от «грязного» датасета до итогового продукта. Они сами пробуют все методы манипуляции и обмана и благодаря этому становятся устойчивее к таким вещам.

© Высшая школа экономики

— Как школьники реагируют на то, что в аналитике нет одного правильного ответа?

Владислав: Иногда они в шоке. Привыкли, что ответ всегда один. Поэтому, найдя решение, часто отстаивают его до конца. Но со временем понимают, что решений может быть несколько, и начинают мыслить шире. Особенно это заметно у тех, кто участвует несколько лет подряд.

Иван: Реагируют по-разному. Тяжело принять, что единственного правильного ответа нет. Даже студенты с этим сталкиваются. Но уже в рамках финала у ребят обычно меняется подход, и они начинают смотреть на задачи по-другому.

— Где участники могут применять аналитическое мышление в реальной жизни?

Владислав: Оно помогает мыслить структурно и взвешенно в любых проектах. Я сам запускал несколько pet-проектов с друзьями, и мы использовали аналитику, чтобы оценивать результаты. Это реально меняет подход.

Иван: В учебных проектах, курсовых, дипломах — это точно. Многие работы в финале уже сопоставимы по уровню с хорошими бакалаврскими исследованиями.

— Есть ли забавные примеры применения аналитики в быту?

Владислав: Самый простой лайфхак — наблюдать за очередями: почему одна движется быстрее? Посчитать людей, оценить скорость, найти закономерности. Важно чаще задавать вопрос «почему?» и искать подтверждения в цифрах, а не в ощущениях.

Иван: Например, выбор очереди на досмотре в аэропорту: лента с дополнительным досмотром движется медленнее, чем обычная. Или пробки: выгоднее въезжать по правому ряду, но потом перестраиваться в левый, потому что он едет быстрее. Это поиск закономерностей, маленькая аналитика в жизни.

Аналитическое мышление — это не набор формул, а умение видеть закономерности, задавать вопросы и искать собственные ответы. Именно этому учит олимпиада DANO — от первых экспериментов с данными до серьезных исследовательских проектов.

Регистрация на олимпиаду открыта до 30 сентября — успейте подать заявку и попробовать свои силы!

Вам также может быть интересно:

Стартовала регистрация школьников на Всероссийскую олимпиаду по ИИ

Открылась регистрация на пятый сезон Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту. В этом году организаторы ожидают увеличения числа участников — соревнование получило международный статус, и теперь принять участие могут школьники 8–11-х классов не только из России, но и из других стран. Олимпиаде присвоен II уровень в перечне РСОШ — ее призеры и победители получат льготы при поступлении в вуз.

Ключ к будущему: школьники решают кейсы на стыке цифры и физического мира

В НИУ ВШЭ стартовал новый сезон Всероссийского кейс-чемпионата школьников «Ключ». Этот проект уже несколько лет помогает старшеклассникам из разных регионов попробовать себя в роли предпринимателей, научиться работать в команде и решать реальные задачи.

Открыта регистрация на студенческую олимпиаду AIDAO в области ИИ

Факультет компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ и «Яндекс Образование» объявляют о старте регистрации на международную студенческую олимпиаду по искусственному интеллекту и анализу данных — Artificial Intelligence and Data Analysis Olympiad (AIDAO). Участники смогут попробовать силы в решении реальных задач от ведущих лабораторий и сервисов, а также побороться за денежные призы и льготы для поступления на ФКН.

Открылась регистрация на пятую Национальную олимпиаду DANO

Национальная олимпиада по анализу данных DANO показывает, как устроена работа с данными на практике — от поиска закономерностей до построения моделей и принятия решений. Зарегистрироваться можно до 30 сентября на официальном сайте олимпиады. Организаторы DANO — НИУ ВШЭ, Т-Банк и вузы-соорганизаторы. Победители и призеры получат льготы при поступлении в ведущие университеты и смогут пройти упрощенный отбор на стажировку в Т-Банке.

Началась регистрация на олимпиаду «Высшая проба»

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» в 2025/26 учебном году пройдет по 28 профилям. Все направления, включая «новичков» прошлого года «Историю искусств» и «Промышленное программирование», вошли в проект Перечня олимпиад школьников на 2025/26 год. Это значит, что диплом победителя или призера олимпиады по любому профилю дает право на зачисление в вуз на бюджет без вступительных испытаний или 100 баллов за ЕГЭ.

В России стартовала регистрация на XI сезон Национальной технологической олимпиады

26 августа стартовал прием заявок на XI сезон Национальной технологической олимпиады (НТО) — первых и самых масштабных в России командных инженерных соревнований для школьников и студентов. К участию приглашаются ученики 5–11-х классов, студенты колледжей и вузов. Ежегодно олимпиада собирает сотни тысяч молодых людей, предлагая более 40 актуальных технологических направлений. Каждый может выбрать профиль по интересам и попробовать свои силы в решении реальных задач.

Начался прием заявок на участие в Всероссийском кейс-чемпионате «КЛЮЧ»

20 августа стартует шестой сезон Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, который начиная с этого года будет проводиться под названием «Всероссийский кейс-чемпионат “КЛЮЧ”» . К участию в соревновании приглашаются команды школьников старших классов и студентов техникумов и колледжей. Регистрация продлится до 25 сентября.

Данные, команда, решение: стартуют хакатоны олимпиады DANO

В юбилейный сезон Национальной олимпиады по анализу данных DANO в пяти городах пройдут очные хакатоны. За два дня участники разберутся, как устроен анализ данных на практике: соберут команду, исследуют датасет и представят собственное решение , а при удачном выступлении смогут сразу пройти во второй (отборочный) этап олимпиады.

«Опережать время вместе»: победителей и призеров «Высшей пробы» наградили в Москве

13 июня в Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония чествования дипломантов Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Из более чем 4,5 тысячи победителей и призеров в ней приняли участие около 700 школьников из 67 регионов России. Лучшие из лучших были отмечены в специальных номинациях, установленных оргкомитетом олимпиады. Второй год подряд олимпиада «Высшая проба» проходит при поддержке Сбера.

Подведены итоги VIII сезона олимпиады «Я — профессионал»

Высшая школа экономики по итогам VIII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» вновь стала лидером по количеству дипломантов. Олимпиада реализуется в рамках федерального проекта «Россия — страна возможностей» национального проекта «Молодежь и дети» при поддержке Министерства науки и высшего образования России.