Как строится наука и разрушаются стереотипы
6 июля закончилась шестидневная выездная Летняя школа «Институты, образование и рост», организованная Лабораторией институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ.
Школа прошла насыщенно, включала лекции, инструментальные семинары, выступления экспертов, круглые столы, презентации проектов, итоговое вручение призов и сертификатов и неформальное общение. Подводя итоги, профессор из Университета Джорджа Мэйсона Джон Най, выполнявший в Школе не только роль англоязычного эксперта, но и всеобщего научного консультанта (до самого отъезда находившего время для обсуждения исследовательского проекта любого из обратившихся за советом слушателей), сказал, что Летняя школа ЛИА была «настоящим приключением».
В последний день Школы, после вручения участникам сертификатов и неформальных наград, организаторы и участники поделились своими впечатлениями от «пройденного пути».
Мария Юдкевич, заведующая ЛИА, академический директор Летней школы:
— Я очень довольна, все удалось, приехали очень сильные профессора, видно, как год от года растет уровень подаваемых заявок. Кроме того, во время этой Школы мы опробовали новый формат: в первый день участники рассказывают о том, чем занимаются, затем, на протяжении всей школы, работают с экспертами над своими презентациями и, наконец, в последний день представляют уже переработанные проекты. В программу входили инструментальные семинары, в рамках которых предлагались средства решения реальных задач. Многие эксперты, завершив лекцию или семинар, оставались с нами еще на какое-то время — для индивидуальных консультаций, встреч и разговоров с участниками.
Удачным было и участие англоязычного эксперта — к концу недели русская речь практически сменилась английской. Люди, приехавшие с ощущением, что никогда на английском не заговорят, сейчас свободно общаются, и это здорово! Джон Най с утра до вечера, за завтраками, обедами и ужинами, в перерывах между занятиями обсуждал проекты с участниками.
Отличие Летней школы ЛИА этого года — в расширении масштаба: раньше у нас собиралось 30 человек, сейчас — 40. Мы немного боялись, что группа окажется слишком большой, но выяснилось, что при правильной организации это не помеха. Это уже третья Школа, и мы надеемся, что не последняя. Каждый год мы вводим инновации: в этом раз мы пригласили иностранного эксперта, в следующем году планируем расширить географию участников, привлекая молодых исследователей из других стран.
Главная идея школы, пожалуй, состоит в том, что наукой нельзя заниматься в изоляции. Это, с одной стороны, очень личное дело, в котором каждый получает удовольствие самостоятельно. С другой — если у тебя нет хороших партнеров, соавторов, людей, с которыми ты работаешь, у которых можешь попросить совета, ты рано или поздно достигаешь своего потолка и замыкаешься в себе. Конечно, задача школы в том, чтобы людей чему-то научить, открыть новые горизонты, дать какие-то идеи, но это еще и создание некоторой сети из людей, с которыми интересно. Такой формат общения, на наш взгляд, может дать и вышкинцам, и коллегам из других вузов возможность вырваться из рутины, найти единомышленников не только вокруг себя, но и по всей стране.
Елена Подколзина, научный сотрудник ЛИА, председатель оргкомитета Летней школы ЛИА:
— Все началось с того, что мы сами несколько раз ездили на разные летние школы за рубежом. Нам очень понравилась атмосфера, сама идея «летней школы». Но ведь далеко не у всех есть возможность ехать на Запад — транспортные расходы зачастую настолько велики, что не всякий вуз способен их компенсировать. Тогда мы подумали, что раз российские исследователи не могут доехать «туда», значит, подобного рода мероприятия должны происходить здесь. И решили попробовать, по силам ли нам организовать нечто подобное.
Год от года организовывать школы становится все проще — присутствует эффект learning by doing. Если после первой летней школы мы, погрузив участников в автобус, увозящий их в Москву, дали себе слово, что никогда больше не ввяжемся в подобную авантюру, то сейчас у нас уже наработан некий алгоритм организации летних школ. Нас, представителей оргкомитета, немного, но команда у нас уже сработанная, на каждого можно положиться, так что нет необходимости все время друг друга контролировать. Сразу же по возвращении мы собрались на «разбор полетов», который по факту перетек в бурное обсуждение планов и идей Летней школы-2010.
В первой школе действовали ограничения — участвовать могли только россияне до 35 лет. Но уже тогда мы получали письма от людей из СНГ и старше 35. Сегодня мы открыты для любых участников, у которых есть собственное исследование. Когда мы перестали требовать готовые работы, конкурс сильно увеличился, и уже на вторую школу приехали слушатели из ближайшего зарубежья. Были заявки из Казахстана и Белоруссии. В нынешней школе участвовали исследователи из Белоруссии и Украины. Кроме москвичей и питерцев, были участники из Омска, Курска, Казани, Хабаровска, Новосибирска. Была даже участница из Биробиджана, опоздавшая на сутки из-за задержки рейса. Есть центры, откуда приходит много заявок: Сибирский федеральный университет, Нижегородский университет. В будущем мы надеемся охватить страны ближайшего зарубежья, пока делая акцент на русскоговорящих участниках, — не у всех хватает знания английского, чтобы полноценно общаться с иностранными экспертами, приходится искать компромисс.
В этом году у нас был замечательный англоязычный эксперт профессор Джон Най. Что привлекает в американских профессорах, так это умение зажигательно говорить: когда он о чем-то рассказывает, у людей загораются глаза и появляется желание улучшить, доработать свою работу.
Светлана Авдашева, заместитель директора Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ, эксперт Летней школы:
— В России много постоянно действующих мероприятий такого рода, но при этом нет больше ни одного, куда участников приглашают не с готовыми статьями и проектами, а, строго говоря, на основании намерения провести исследование. Думаю, следует поблагодарить организаторов Школы за обеспечение условий и для слушателей, и для экспертов. Хочется пожелать участникам Летней школы ЛИА самых эффективных исследований и использования полученных знаний в будущей работе.
Дмитрий Генеральницкий, выпускник факультета экономики и менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета 2009 года:
Дмитрий Генеральницкий |
Екатерина Иванкина, аспирантка инженерно-экономического факультета Томского Политехнического университета:
Екатерина Иванкина |
Анастасия Карловская, аспирантка факультета экономики Амурского государственного университета:
— Сейчас я только в начале исследовательского пути, но уже узнала много нового и полезного. Я работаю в Общественной палате Амурской области и надеюсь, что итогом моей деятельности станет нечто, применимое на практике. Очень понравилась ориентация на краткий и емкий западный формат презентаций, исключающий громоздкие таблицы и излишек информации. После лекции Джона Ная по составлению презентаций я всю ночь переделывала доклад по своему проекту! В результате я даже получила приз за лучшую в группе презентацию.
Светлана Вахолкова, аспирантка факультета мировой экономики и управления Астраханского государственного университета:
Светлана Вахолкова |
Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Сайт Летней школы: http://rssia.hse.ru
Видеоматериалы Летней школы: http://video.edu.ru/video/tags/RSSIA2009
Най Джон Винсент Канизарес
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.