• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На заключительном этапе конкурса «Высший пилотаж» школьники представили макет спутника CubeSat-1U

На заключительном этапе конкурса «Высший пилотаж» школьники представили макет спутника CubeSat-1U

© iStock

Прошли финальные защиты проектов конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по новому направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum». Приглашение на заключительный этап получил 61 участник – они представили групповые и индивидуальные проекты.

В 2020 году в конкурсе исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» появилось новое направление – «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum». Это направление объединило в единое состязательное пространство школьников, которые хотят стать ближе к теме освоения космоса и связывают свое будущее с космической индустрией.

Предметная область направления находится на стыке самых разных наук и технических дисциплин: математики, программирования, физики, робототехники и разработки умных устройств, инженерии космических систем, защиты информации. Многое из перечисленного не входит в школьную программу. Поэтому первым делом организаторы решили задачу по поддержке участников. На всех этапах проектной работы, начиная от момента выбора темы и заканчивая финальной презентацией, школьники могли обратиться с вопросом к ментору и получить консультацию по подготовке конкурсной работы.

Специально для участников конкурса и при поддержке партнеров – программы «Дежурный по планете», коммерческих компаний – были разработаны и записаны методические вебинары, созданы чаты с экспертами в мессенджерах. У ребят была возможность загружать работы до 1 февраля. В итоге эксперты проверили более 70 проектов и исследований, авторы самых интересных и необычных получили приглашение на заключительный этап конкурса.

Финал прошел 12 февраля в дистанционном режиме. Школьники защищали проекты перед экспертами – ведущими специалистами в областях спутникостроения и геоинформационных технологий. Среди экспертов – также представители крупных компаний космической отрасли, являющихся партнерами соревнования. Они сопровождали работу проектных команд, оказывали им методическую и наставническую помощь на протяжении всего конкурсного цикла.

Марина Воронина, руководитель отдела образовательных проектов ГК «СКАНЭКС»

Марина Воронина, руководитель отдела образовательных проектов ГК «СКАНЭКС»

День защит проектных работ для нас пролетел на одном дыхании. Порадовала содержательная широта работ – от мониторинга ледовых полей до оценки состояния лесных покровов, от вулканов до полигонов твердых бытовых отходов и многое другое. Приятно удивило, что школьники представили на суд экспертов работы уровня вузовских выпускных квалификационных работ, проявили глубокие и комплексные познания в области геоинформатики и дистанционного зондирования Земли из космоса. Мы знаем, что мотивированные, заинтересованные, стремящиеся к новым знаниям ребята могут все. Благодаря конкурсу высокие технологии и большие возможности в их руках.

Направление изначально было разделено на две секции – «Спутникостроение» и «Геоинформационные технологии», а серьезную помощь в подготовке методических материалов организации менторской поддержки оказали компании-партнеры.

Так, секция «Современное спутникостроение» курировалась компанией «Спутникс», специализирующейся на производстве нано- и микроспутников, космических компонентов и технологий. На вебинарах, проведенных специалистами компании, особое внимание было уделено детальному рассмотрению кубсатов («малых спутников») и их систем, назначению их работы. Направление «Геоинформационные технологии» сопровождали представители компании «СКАНЭКС», являющейся одним из лидеров в области спутникового мониторинга.

В финале ребята представили жюри 41 конкурсную работу. В итоге было отобрано 4 проекта-победителя и 16 проектов-призеров в двух секциях. География участников заключительного этапа – вся Россия: Бийск, Воронеж, Казань, Калининград, Красноярск, Курск, Подольск, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Челябинск, Шумерля.

Победителями в секции «Современное спутникостроение» стали девятиклассники Алексей Гиленко и Елизавета Кудряшова с проектом «Макет спутника формата CubeSat-1U» и десятиклассники Кристина Шведова, Дмитрий Бондаренко, Анна Дембицкая с проектом «Разработка и создание управляемой модели двухосной системы ориентации солнечных панелей».

Кристина Шведова, 10 класс, победитель секции «Современное спутникостроение»

Кристина Шведова, 10 класс, победитель секции «Современное спутникостроение»

О конкурсе я узнала от классного руководителя и куратора инженерного класса, сразу же решила принять участие сама. Такое же решение приняли мои одноклассники. Благодаря куратору проекта, который быстро отвечал на все возникающие вопросы и помогал в решении проблем, наша команда с энтузиазмом погрузилась в тему проекта. В дальнейшем я планирую принимать участие в конкурсах по космической тематике, так как она меня очень заинтересовала.

В секции «Геоинформационные системы и технологии» победили групповой проект «Грифонная активность в юго-восточной части Черного моря в 2020 году» десятиклассников Ники Найденовой, Дмитрия Болдинского и индивидуальный проект десятиклассника Николая Бойко «Анализ озеленения административных округов г. Москвы по геоинформационным материалам и данным дистанционного зондирования земли».

Ангелина Лебедь-Юрченко, 8 класс, призер секции «Современное спутникостроение»

Ангелина Лебедь-Юрченко, 8 класс, призер секции «Современное спутникостроение»

Terra Notum-2021 – мой первый инженерный конкурс всероссийского уровня. С трудом выбрала тему проекта – наработок у меня не было, поэтому участвовала во всех семинарах организаторов конкурса, на которых рассказывали о трендах в спутникостроении. Когда я рассказала о своих интересах, то сразу же получила совет, на чем нужно сфокусироваться при работе над проектом. При написании работы мне помог наставник от конкурса: я неоднократно обращалась за советом по источникам информации и оформлению.

Организаторы дали методические указания с точными требования к работе и критериями оценивания, напоминали о сроках сдачи проектов. Это помогало держать фокус и не забрасывать работу. Студенты ВШЭ провели семинары для участников, объяснили, как составлять презентации и на что обращать внимание при выступлении. Своим успехом в конкурсе я во многом обязана этой поддержке.

Конкурс «Высший пилотаж» проводится с 2016 года по широкому спектру направлений для учеников 9-11 классов, делающих первые шаги в науке и проектной деятельности. Участие в конкурсе позволяет реализовать творческий потенциал, дает опыт публичных выступлений, развивает навыки и профессиональные компетенции. Авторы лучших исследований и проектов, представленных на конкурс награждаются дипломами. Кроме того, успех в конкурсе позволяет получить баллы в копилку индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении в НИУ ВШЭ и другие вузы.

Вам также может быть интересно:

«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров

Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.

Обучающая программа для участников конкурса «Высший пилотаж» стартует 10 октября

Продолжается регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», который в этом учебном году проводится десятый раз. Число прошедших регистрацию на отборочный этап конкурса в дистанционном формате уже превысило 11 тысяч человек. Оргкомитет приглашает на серию обучающих вебинаров, которая начнется 10 октября.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

Космические спутники Вышки: три года на орбите

День космонавтики — праздник и в Вышке. В марте 2024 года университет отметил важную веху — третью годовщину успешной работы на орбите своих первых спутников CubeSX-HSE и CubeSX-Sirius-HSE. Эти аппараты, созданные на базе платформ CubeSat для наблюдения за Землей, продолжают активно функционировать, подтверждая высокие технологические стандарты и надежность разработок университета.

«Управляем полетами малых космических аппаратов»: какие спутники запускают в ВШЭ

По итогам встречи с участниками III Конгресса молодых ученых президент России Владимир Путин поручил включить в новый национальный проект создание и запуск малых космических аппаратов (МКА). К нему должны быть привлечены и университеты. Руководитель Центра управления полетами Московского института электроники и математики НИУ ВШЭ Дмитрий Абрамешин рассказал, как устроены МКА и какие спутники уже запустили в НИУ ВШЭ.

«Этот конкурс — кладезь опыта»: до окончания приема работ на «Высший пилотаж» осталась неделя

Ученики 8–11-х классов могут представить на конкурс «Высший пилотаж» свои проекты и исследования, в том числе выполненные в рамках школьной программы. Пройти регистрацию и загрузить работу в личный кабинет необходимо до 23:59 25 января. Результаты отборочного этапа будут опубликованы не позднее 8 февраля по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum», не позднее 11 марта — по остальным 24 направлениям. Авторы лучших работ получат приглашение на заключительный этап.

«Высший пилотаж» в регионах: «Конкурс может стать системообразующим элементом программы развития школы»

С 21 ноября по 21 января 2023/24 учебного года в 34 городах России проходят региональные конкурсы исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж». Помимо возможности участия в заключительном этапе конкурса, который состоится в НИУ ВШЭ в апреле 2024 года, их победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в Вышку. Рассказываем, как проходят региональные конкурсы в Московской, Пензенской и Новосибирской областях, чем они полезны для детей, педагогов и образовательных организаций.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

Победителей и призеров Всероссийской олимпиады по ИИ примут в НИУ ВШЭ без вступительных испытаний

Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту включена в перечень олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования на 2023/24 учебный год. В этом году на олимпиаду зарегистрировались почти 16 тысяч школьников со всей России. В финальный этап прошли 50 участников. Из них 4 школьника стали победителями, а 8 — призерами.

«Здесь развиваются и проверяются качества, необходимые будущим предпринимателям»

В 27 городах России завершились региональные кейс-чемпионаты школьников по экономике и предпринимательству. Самым масштабным из них стал московский региональный кейс-чемпионат, приглашения на который получили более 300 команд. 12 ноября в НИУ ВШЭ состоялось награждение его победителей и призеров по кейс-направлению и по бизнес-направлению. Кроме того, ряд команд были отмечены в специальных номинациях партнерами чемпионата.