На заключительном этапе конкурса «Высший пилотаж» школьники представили макет спутника CubeSat-1U
Прошли финальные защиты проектов конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по новому направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum». Приглашение на заключительный этап получил 61 участник – они представили групповые и индивидуальные проекты.
В 2020 году в конкурсе исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» появилось новое направление – «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum». Это направление объединило в единое состязательное пространство школьников, которые хотят стать ближе к теме освоения космоса и связывают свое будущее с космической индустрией.
Предметная область направления находится на стыке самых разных наук и технических дисциплин: математики, программирования, физики, робототехники и разработки умных устройств, инженерии космических систем, защиты информации. Многое из перечисленного не входит в школьную программу. Поэтому первым делом организаторы решили задачу по поддержке участников. На всех этапах проектной работы, начиная от момента выбора темы и заканчивая финальной презентацией, школьники могли обратиться с вопросом к ментору и получить консультацию по подготовке конкурсной работы.
Специально для участников конкурса и при поддержке партнеров – программы «Дежурный по планете», коммерческих компаний – были разработаны и записаны методические вебинары, созданы чаты с экспертами в мессенджерах. У ребят была возможность загружать работы до 1 февраля. В итоге эксперты проверили более 70 проектов и исследований, авторы самых интересных и необычных получили приглашение на заключительный этап конкурса.
Финал прошел 12 февраля в дистанционном режиме. Школьники защищали проекты перед экспертами – ведущими специалистами в областях спутникостроения и геоинформационных технологий. Среди экспертов – также представители крупных компаний космической отрасли, являющихся партнерами соревнования. Они сопровождали работу проектных команд, оказывали им методическую и наставническую помощь на протяжении всего конкурсного цикла.
Марина Воронина, руководитель отдела образовательных проектов ГК «СКАНЭКС»
День защит проектных работ для нас пролетел на одном дыхании. Порадовала содержательная широта работ – от мониторинга ледовых полей до оценки состояния лесных покровов, от вулканов до полигонов твердых бытовых отходов и многое другое. Приятно удивило, что школьники представили на суд экспертов работы уровня вузовских выпускных квалификационных работ, проявили глубокие и комплексные познания в области геоинформатики и дистанционного зондирования Земли из космоса. Мы знаем, что мотивированные, заинтересованные, стремящиеся к новым знаниям ребята могут все. Благодаря конкурсу высокие технологии и большие возможности в их руках.
Направление изначально было разделено на две секции – «Спутникостроение» и «Геоинформационные технологии», а серьезную помощь в подготовке методических материалов организации менторской поддержки оказали компании-партнеры.
Так, секция «Современное спутникостроение» курировалась компанией «Спутникс», специализирующейся на производстве нано- и микроспутников, космических компонентов и технологий. На вебинарах, проведенных специалистами компании, особое внимание было уделено детальному рассмотрению кубсатов («малых спутников») и их систем, назначению их работы. Направление «Геоинформационные технологии» сопровождали представители компании «СКАНЭКС», являющейся одним из лидеров в области спутникового мониторинга.
В финале ребята представили жюри 41 конкурсную работу. В итоге было отобрано 4 проекта-победителя и 16 проектов-призеров в двух секциях. География участников заключительного этапа – вся Россия: Бийск, Воронеж, Казань, Калининград, Красноярск, Курск, Подольск, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Челябинск, Шумерля.
Победителями в секции «Современное спутникостроение» стали девятиклассники Алексей Гиленко и Елизавета Кудряшова с проектом «Макет спутника формата CubeSat-1U» и десятиклассники Кристина Шведова, Дмитрий Бондаренко, Анна Дембицкая с проектом «Разработка и создание управляемой модели двухосной системы ориентации солнечных панелей».
Кристина Шведова, 10 класс, победитель секции «Современное спутникостроение»
О конкурсе я узнала от классного руководителя и куратора инженерного класса, сразу же решила принять участие сама. Такое же решение приняли мои одноклассники. Благодаря куратору проекта, который быстро отвечал на все возникающие вопросы и помогал в решении проблем, наша команда с энтузиазмом погрузилась в тему проекта. В дальнейшем я планирую принимать участие в конкурсах по космической тематике, так как она меня очень заинтересовала.
В секции «Геоинформационные системы и технологии» победили групповой проект «Грифонная активность в юго-восточной части Черного моря в 2020 году» десятиклассников Ники Найденовой, Дмитрия Болдинского и индивидуальный проект десятиклассника Николая Бойко «Анализ озеленения административных округов г. Москвы по геоинформационным материалам и данным дистанционного зондирования земли».
Ангелина Лебедь-Юрченко, 8 класс, призер секции «Современное спутникостроение»
Terra Notum-2021 – мой первый инженерный конкурс всероссийского уровня. С трудом выбрала тему проекта – наработок у меня не было, поэтому участвовала во всех семинарах организаторов конкурса, на которых рассказывали о трендах в спутникостроении. Когда я рассказала о своих интересах, то сразу же получила совет, на чем нужно сфокусироваться при работе над проектом. При написании работы мне помог наставник от конкурса: я неоднократно обращалась за советом по источникам информации и оформлению.
Организаторы дали методические указания с точными требования к работе и критериями оценивания, напоминали о сроках сдачи проектов. Это помогало держать фокус и не забрасывать работу. Студенты ВШЭ провели семинары для участников, объяснили, как составлять презентации и на что обращать внимание при выступлении. Своим успехом в конкурсе я во многом обязана этой поддержке.
Конкурс «Высший пилотаж» проводится с 2016 года по широкому спектру направлений для учеников 9-11 классов, делающих первые шаги в науке и проектной деятельности. Участие в конкурсе позволяет реализовать творческий потенциал, дает опыт публичных выступлений, развивает навыки и профессиональные компетенции. Авторы лучших исследований и проектов, представленных на конкурс награждаются дипломами. Кроме того, успех в конкурсе позволяет получить баллы в копилку индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении в НИУ ВШЭ и другие вузы.
Вам также может быть интересно:
«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров
Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.
Обучающая программа для участников конкурса «Высший пилотаж» стартует 10 октября
Продолжается регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», который в этом учебном году проводится десятый раз. Число прошедших регистрацию на отборочный этап конкурса в дистанционном формате уже превысило 11 тысяч человек. Оргкомитет приглашает на серию обучающих вебинаров, которая начнется 10 октября.
«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»
В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.
Космические спутники Вышки: три года на орбите
День космонавтики — праздник и в Вышке. В марте 2024 года университет отметил важную веху — третью годовщину успешной работы на орбите своих первых спутников CubeSX-HSE и CubeSX-Sirius-HSE. Эти аппараты, созданные на базе платформ CubeSat для наблюдения за Землей, продолжают активно функционировать, подтверждая высокие технологические стандарты и надежность разработок университета.
«Управляем полетами малых космических аппаратов»: какие спутники запускают в ВШЭ
По итогам встречи с участниками III Конгресса молодых ученых президент России Владимир Путин поручил включить в новый национальный проект создание и запуск малых космических аппаратов (МКА). К нему должны быть привлечены и университеты. Руководитель Центра управления полетами Московского института электроники и математики НИУ ВШЭ Дмитрий Абрамешин рассказал, как устроены МКА и какие спутники уже запустили в НИУ ВШЭ.
«Этот конкурс — кладезь опыта»: до окончания приема работ на «Высший пилотаж» осталась неделя
Ученики 8–11-х классов могут представить на конкурс «Высший пилотаж» свои проекты и исследования, в том числе выполненные в рамках школьной программы. Пройти регистрацию и загрузить работу в личный кабинет необходимо до 23:59 25 января. Результаты отборочного этапа будут опубликованы не позднее 8 февраля по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum», не позднее 11 марта — по остальным 24 направлениям. Авторы лучших работ получат приглашение на заключительный этап.
«Высший пилотаж» в регионах: «Конкурс может стать системообразующим элементом программы развития школы»
С 21 ноября по 21 января 2023/24 учебного года в 34 городах России проходят региональные конкурсы исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж». Помимо возможности участия в заключительном этапе конкурса, который состоится в НИУ ВШЭ в апреле 2024 года, их победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в Вышку. Рассказываем, как проходят региональные конкурсы в Московской, Пензенской и Новосибирской областях, чем они полезны для детей, педагогов и образовательных организаций.
«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса
25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.
Победителей и призеров Всероссийской олимпиады по ИИ примут в НИУ ВШЭ без вступительных испытаний
Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту включена в перечень олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования на 2023/24 учебный год. В этом году на олимпиаду зарегистрировались почти 16 тысяч школьников со всей России. В финальный этап прошли 50 участников. Из них 4 школьника стали победителями, а 8 — призерами.
«Здесь развиваются и проверяются качества, необходимые будущим предпринимателям»
В 27 городах России завершились региональные кейс-чемпионаты школьников по экономике и предпринимательству. Самым масштабным из них стал московский региональный кейс-чемпионат, приглашения на который получили более 300 команд. 12 ноября в НИУ ВШЭ состоялось награждение его победителей и призеров по кейс-направлению и по бизнес-направлению. Кроме того, ряд команд были отмечены в специальных номинациях партнерами чемпионата.