Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ
Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.
Меняющийся мир и рынок труда требуют от начинающих специалистов таких навыков, как способность действовать без четких инструкций и шаблонов, а также быть самостоятельными в принятии решений. Такие компетенции объединяются под термином «агентность» (от англ. agency) или «самостоятельность» («проактивность», «инициативность», «предприимчивость» и др.) и широко изучаются как в России, так и за рубежом.
Повышенное внимание к данной проблематике определяется изменениями в экономике и обществе, которые в социологии было предложено называть деструктурацией. На рынке труда она проявляется в том, что в дополнение к привычной традиционной корпоративной занятости, связанной с устойчивыми структурами, все большую популярность и массовость приобретают альтернативные формы — платформенная занятость, фриланс, предпринимательство и т.д. Кроме того, в организациях также все более востребованным становится так называемое корпоративное предпринимательство.
Проблема в том, что у ученых и практиков нет единого мнения о том, что должен уметь человек, чтобы быть успешным в новых условиях занятости, и как развивать эти умения, включая агентность.

Для ответа на эти вызовы исследователи НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (реализуется по программе «Приоритет 2030») изучат траектории студентов и выпускников высших учебных заведений в новых социальных и экономических условиях, оценят роль образования в формировании и поддержке нетрадиционных способов заработка, а также рассмотрят характеристики, способствующие продуктивным формам агентности.
С помощью качественного и количественного анализа на выборке разных университетов и с помощью анкетирования студентов и выпускников вузов исследователи НИУ ВШЭ планируют собрать данные для ответов на вопросы: «Как изменился рынок труда после кризисов 2020 и 2022–2023 годов в России?», «Что влияет на выбор нетрадиционного формата работы выпускников и студентов?» и «Какое влияние оказывает высшее образование на агентность людей?».
«Исследование нетрадиционных форм занятости среди студентов имеет большое значение в современном обществе, где технологии, и прежде всего цифровизация, меняют традиционные модели бизнес-процессов. Результаты этого исследования могут пролить свет на новые возможности и вызовы, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты, и помочь разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития. Я уверен, что это исследование принесет ценные теоретические и практические результаты», — поясняет Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель этого научного проекта.
Юлия Корешникова
Юлия Корешникова, административный руководитель стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», поясняет, что ученые поставили перед собой ряд задач, в частности проверку теоретических моделей для описания трудовых путей студентов, определение наиболее распространенных видов нетрадиционной занятости и оценку самых важных компетенций во фрилансе, самозанятости и предпринимательстве для начинающих специалистов. Вторая группа задач связана с определением роли высшего образования в формировании востребованных новой реальностью навыков, и их цель — определить, какие организационные и педагогические условия для подготовки студентов в высших учебных заведениях необходимо создать.
«В итоге наш проект поможет систематизировать знания о нетрадиционных форматах занятости и запросах работодателей, наемных сотрудников и будущих бизнесменов к высшему образованию, а также определить, как вузы могут ответить на этот вызов», — отметила Юлия Корешникова.
В исследовательскую группу, которую возглавляет Павел Сорокин, входят: Вера Мальцева, Юлия Корешникова, Наталия Ширкова, Александр Тимофеев, Дарья Павлюк, Тимофей Редько и Юлия Вятская.
Павел Сорокин
Получение субсидии от Российского научного фонда для исследования нетрадиционных форм занятости среди студентов в НИУ ВШЭ является значимым фактором в развитии исследований вопросов агентности — как внутри нашего университета, так и для российской науки в целом. Для НИУ ВШЭ это подтверждение высокого уровня научной деятельности и признание вклада университета в развитие одного из наиболее перспективных направлений социальных исследований. Получение гранта открывает новые возможности для привлечения талантливых студентов и преподавателей, а также укрепляет репутацию университета как центра научных исследований в области вопросов человеческого потенциала и роли человека в социально-экономическом развитии.
Вам также может быть интересно:
Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.
«Наш результат признан не только в рамках защиты проекта, но и на международном уровне»
В этом году на Европейскую конференцию по ИИ (ECAI 2025) была принята статья Multi-Agent Path Finding For Large Agents Is Intractable второкурсника бакалавриата «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) факультета компьютерных наук ВШЭ Артема Агафонова. Работа написана в соавторстве с Константином Яковлевым, заведующим базовой кафедрой «Интеллектуальные технологии системного анализа и управления» ФИЦ ИУ РАН, доцентом ФКН. Как возникла идея написать статью и как удалось попасть на конференцию уровня А, Артем Агафонов рассказал в интервью.
Ученые ВШЭ оптимизировали обучение генеративных потоковых нейросетей
Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ улучшили метод обучения генеративных потоковых нейросетей для работы с неструктурированными задачами. Это поможет искать новые лекарства эффективнее. Результаты работы были представлены на одной из ведущих конференций по машинному обучению — ICLR 2025. Текст работы доступен в репозитории Arxiv.org.
«Человеческое существование без математики сегодня трудно, а завтра будет просто невозможно»
Математики всего мира говорят на одном языке и продолжают сотрудничество, несмотря на сложности последних лет. Центр их общения перемещается в Китай, где ученые разных стран встречаются на конференциях и других научных мероприятиях. Сотрудничество с ведущими китайскими университетами перспективно для продолжения прежних и организации новых контактов. Об этом, а также о том, что такое ИИ и почему государство должно сотрудничать с математиками, новостной службе «Вышка.Главное» рассказал заведующий Международной лабораторией зеркальной симметрии и автоморфных форм НИУ ВШЭ Валерий Гриценко.
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
«Креативные индустрии»: экспертиза, кейсы и прогнозы
Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ выпустил монографию «Креативные индустрии». Издание объединяет исследования, экспертные материалы и практические кейсы по самым важным и актуальным направлениям креативного сектора — от мер поддержки креативных индустрий, стратегии развития креативной экономики, креативного образования, креативного предпринимательства до территориального брендинга, народных промыслов и локальных ремесел.
Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии
Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.