• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Футуристические размышления" об образовании для инновационной экономики

20 марта на традиционном семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ ректор Ярослав Кузьминов представил доклад "Модель для инновационной экономики: российское образование — 2020", подготовленный группой авторов.

Открывая семинар, и.о. проректора ГУ-ВШЭ Исак Фрумин сказал, что на этот раз предложена необычная тема для обсуждения. Обычно на семинаре рассматриваются результаты научных исследований, теперь же предложен другой жанр — "футуристические размышления". На основании сегодняшних тенденций и запросов общества авторы доклада попытались представить, какой могла бы быть система образования в России в 2020 г.

Доклад под названием "Модель для инновационной экономики: российское образование — 2020" был подготовлен коллективом из

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
шести авторов. Четверо — руководители Вышки: ректор Ярослав Кузьминов, первый проректор Лев Якобсон, проректор Борис Рудник, и.о. проректора Исак Фрумин. Еще два автора — Андрей Волков, ректор Московской школы управления "Сколково", созданной в рамках приоритетного национального проекта "Образование", и Игорь Реморенко, директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Столь масштабная тема доклада и столь представительный авторский коллектив явно заинтересовали профессиональное сообщество — в 101-й аудитории в здании на Мясницкой почти не осталось свободных мест. В семинаре приняли участие не только преподаватели и научные сотрудники Вышки, но и представители Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Национального фонда подготовки кадров, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, других организаций, а также гости из регионов.

Ярослав Кузьминов рассказал, что уже началось обсуждение стратегии развития России до 2020 г., в основе которой лежит

Доклад "Модель инновационной политики - российское образование 2020"
Доклад "Модель инновационной политики - российское образование 2020"
Концепция долгосрочного развития, разработанная Минэкономразвития России (аналог — программа Германа Грефа, разработанная восемь лет назад для президента Путина). О ключевых положениях данной концепции уже сказали в программных выступлениях Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Политическое руководство страны "сделало выбор в пользу инновационного пути развития". Перед образовательным сообществом (прежде всего, перед теми его представителями, кто был вовлечен в подготовку соответствующих разделов Концепции долгосрочного развития), встала задача разработать модель, "построенную на прочтении заново роли образования именно в условиях инновационной экономики с учетом мер, которые необходимо реализовать, чтобы выйти на такую модель".

Ректор Вышки перечислил основные характеристики инновационной экономики, к числу которых относятся максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы применительно к человеку. Если в 1950—1970-х гг. человек мог, устроившись на работу на предприятие, делать на этом предприятии предсказуемую и "герметичную" карьеру, то сегодня люди часто меняют рабочие места, приобретают новые компетенции. Получение и обновление знаний становится частью практически всех производственных и общественных процессов. Подразделения, занимающиеся приобретением, накоплением и анализом информации, составляют неотъемлемую часть любой крупной организации. Ключевым элементом эффективных производств становится человек — креативный, творчески мыслящий, ищущий, непослушный (им довольно трудно управлять). До 40% ВВП в развитых странах создается именно креативными работниками.

 
 

Признаком инновационной экономики является и постоянная смена технологий, в том числе социальных, потребительских. Ярослав Кузьминов попросил поднять руку тех участников семинара, которые пользуются всеми функциями мобильных телефонов. Никто не поднял руку. "Поскольку я преподаю институциональную экономику, могу заметить, что такой ответ зала абсолютно рационален", — заметил докладчик.

Ярослав Кузьминов рассказал об основных принципах новой образовательной модели, которая соответствовала бы основным

Семинар актуальные исследования и разработки в области образования
Семинар актуальные исследования и разработки в области образования
характеристикам инновационной экономики. Во-первых, образование является ядром карьеры в течение всей жизни человека: происходит индивидуализация образовательных траекторий, которые на три четверти формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого.

Во-вторых, происходит информационный взрыв, когда объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков, и культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссий и обновления. "На наших глазах происходит смена парадигмы образовательной культуры", — отметил ректор. Сегодня городская экономика отторгает людей без высшего образования — в подавляющем большинстве случаев, устраиваясь на работу, они не могут "претендовать на какую-то внятную карьеру". Необходима система поддержки талантов и новое качество работника системы образования: в школе — не только учитель, но и воспитатель, в вузе — не только преподаватель, но и исследователь.

Чтобы образование становилось ядром карьеры, люди должны иметь возможность выбора образовательных программ, модулей, отдельных курсов. "Сегодня происходит отрицание образовательной иерархии, отрицание системы образовательных стандартов, отрицание однозначных норм, которые определяют жизнь образовательных учреждений", — заметил Ярослав Кузьминов. В этой ситуации необходимы новые принципы регулирования образовательного рынка. Контролировать качество образовательных программ должно не только государство, но и профессиональное сообщество, потребители. Наконец, должна быть прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле.

Рынок образовательных услуг резко расширяется, и традиционная образовательная система сегодня отображает лишь некоторую его часть. Жесткие рамки формальной системы образования начинают размываться, на рынке образования появляются так называемые "несистемные" образовательные институты, к которым относятся научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ, справочные и "рефератные" сайты, учебные центры фирм-производителей и дистрибуторов, частные консультанты, коучеры и репетиторы. Преподаватель потерял монополию на оценку результатов учащихся, монополию на знания. "Преподаватели, претендующие на однозначность оценки, могут существовать в больших образовательных системах, но они не пользуются большой популярностью, потому что сегодня в преподавателе начинает цениться способность содействия поиску самого студента", — отметил ректор.

Первая ступень высшего образования фактически превратилась в продолжение общего образования. Его главная роль — продвинутая социализация, а не профессиональные компетенции. Ярослав Кузьминов напомнил, что не так давно велась дискуссия о переходе российской школы на 12-летку. Но сегодня ситуация такова, что объем общего образования в России целесообразно осуществить именно в вузовском секторе, тем самым закрепив фактическое положение дел. "Ведь у нас кадровый состав школ значительно слабее, чем в вузах, и мы значительно меньше приобретем, "удлинив" школу, нежели распространив функцию общего образования на бакалавриат".

Одна из задач системы образования — раннее выявление и поддержка талантов, формирование для них особых траекторий,

Ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов
Ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов
позволяющих полностью реализовать творческий потенциал. "Я говорю о системе национальных олимпиад, выявляющих таланты, об опережающем развитии системы дополнительного образования детей, об адресной поддержке талантливых и мотивированных учащихся и, наконец, об "импорте мозгов". Сегодня у нас есть ресурсы для ввоза не только технологий, но и "голов". Наши ведущие университеты, научные центры, клиники могут "импортировать" лучших профессоров", — подчеркнул Ярослав Кузьминов.

Для новой модели образования в инновационной экономике необходим новый педагог. Это должен быть человек, которому нравится преподавать, который любит способствовать росту людей и получает удовлетворение от того, что люди приобретают новые компетенции. При этом необходима последовательная селекция педагогического корпуса, ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресная поддержка эффективных и перспективных. Новая модель рынка труда должна предполагать резкий рост эффективной зарплаты преподавателя, поскольку несоответствие реального вознаграждения ведет к очень быстрому оттоку квалифицированных кадров.

Одной из ключевых характеристик модели является новый организационно-экономический механизм системы образования. Необходимы налоговые стимулы, о которых уже говорили действующий и только что избранный президенты РФ. "По оценке ГУ-ВШЭ, с налоговыми стимулами связана возможность увеличения вклада в образование со стороны бизнес-сектора примерно на 0,4—0,5% ВВП, что практически означает утроение нынешнего легального вклада бизнеса в образование", — констатировал ректор Вышки. Необходимо также финансирование на основе подушевого принципа, расширение академической и бюджетной самостоятельности образовательного учреждения, перевод большинства учреждений в статус автономных. Нужны грантовые программы, поддерживающие академические инициативы и академическую мобильность.

Новая модель образования предусматривает широкое общественное участие. "Единый государственный экзамен сможет просуществовать без активного общественного участия где-то года два", — считает Ярослав Кузьминов. Нужны программы внешней поддержки слабых образовательных организаций, независимая аккредитация систем управления (и менеджеров) и оценки качества, обеспечение прозрачности, полноты и доступности информации об учебных заведениях.

Ректор Вышки обратил особое внимание на необходимость наличия нового контракта с преподавателем. По его словам, базовая зарплата преподавателя должна выйти на уровень эффективного контракта по тому рынку, в который он "включен". Например, профессор химии может работать не только в вузе, но и, скажем, на химическом заводе. Если профессор в вузе будет получать намного меньше, чем на заводе, то вообще уйдет из высшей школы. Вполне допустимо приглашение таких профессоров на полставки. Ярослав Кузьминов привел в пример одно из подразделений ГУ-ВШЭ, где преподаватель со степенью Ph.D, получавший 4 тыс. долларов на полной ставке, перешел на полставки и одновременно стал работать в банковском секторе.

Необходимо формирование отраслевой пенсионной системы для ускоренного обновления кадров, создание программ повышения квалификации и переподготовки, открытых для разных поставщиков, подготовка школьных учителей в магистратуре и по программам переподготовки, широкое и гибкое применение системы оплаты труда и наличие стимулирующих механизмов, которые охватывали бы не менее 30—40% фонда заработной платы.

Ректор Вышки рассказал о задачах, которые необходимо решить в каждом секторе образования.

Сегодня в России недостаточный для богатой страны охват дошкольным образованием. Необходимо изменить существующее регулирование, препятствующее созданию новых детских садов, "потому что в городе практически невозможно выделить площадки под новый детский сад". Ярослав Кузьминов рассказал, что однажды, находясь в Париже, он выглянул из окна гостиницы и увидел группу детей, которых воспитательница выводила гулять на "пятачке" примерно такого же размера, как 101-я аудитория. А сегодня в России для детских садов нужны отдельные здания и большие дворы — невозможно, к примеру, открыть детский сад на первом и втором этажах жилого дома.

Авторы доклада предлагают модернизировать сеть учреждений общего образования в соответствии с возрастными ступенями. Касаясь вопроса доступности и бесплатности дополнительного образования, Ярослав Кузьминов заявил о необходимости "воссоздания советской бесплатной, или фактически бесплатной, системы дополнительного образования детей", отметив, что эта задача посильна для государственного бюджета. По мнению ректора, "недопустимо затянулся эксперимент по профильному обучению", и эта проблема должна решаться не только силами Российской академии образования (она отвечает за проведение эксперимента). Необходима интеграция детей с особыми нуждами в общее образование (например, создание условий для обучения инвалидов в массовой школе), дистанционная поддержка образовательного процесса.

Необходима реформа начального профессионального образования, то есть системы ПТУ. Вместо того чтобы три года учиться, скажем, на парикмахера, молодые люди могут осваивать "дискретные модули профессиональных компетенций" за реально необходимое количество времени в специальных учебных центрах. А сегодня в ПТУ "человек никакую профессию не получает, он де-факто десоциализируется, потому что среда в этих учебных заведениях, к сожалению, не самая лучшая". Что касается среднего специального образование в техникумах, то его предлагается превратить в прикладные бакалавриаты с трехлетним сроком обучения, "дающими фундаментальную подготовку и выпускающими исполнителей высокой квалификации".

"Необходимо спасти то живое, что осталось в российском высшем образовании", — сказал ректор. Сейчас в российских вузах только 16% преподавателей занимается исследовательской деятельностью, и по этому показателю мы отстаем от развитых стран. Самым разумным способом преодоления этого отставания является китайский путь. В Китае выделили на конкурсной основе 100—150 крупных вузов, сохранили там исследовательский потенциал, поддержали научные исследования, обеспечив долгосрочную программу финансирования по принципу "рубль за рубль", когда на рубль образовательного бюджета приходится рубль для исследований. Такой метод сразу же стимулирует процесс селекции кадров, поскольку вытесняются те, кто не может участвовать в исследованиях.

А как быть с массовой высшей школой, где вообще не ведутся исследования? "Однозначного ответа на этот вопрос не существует, — считает Ярослав Кузьминов. — Если первоначально мы выделяем только 50 учебных заведений, которые получают поддержку, то должны постоянно пополнять эту группу другими университетами, стимулируя субъекты Федерации, губернаторов вкладывать средства в свои региональные университеты для того, чтобы они смогли получить более существенное федеральное финансирование".

 
 

Другой вариант — превращение вузов в аналог колледжей по примеру США, хотя, по мнению ректора Вышки, в таком количестве высших учебных заведений, как сейчас, в России просто нет необходимости. Более того: это опасно для экономики страны, избравшей инновационный путь. Ярослав Кузьминов отметил, что не может предложить внятного структурного выхода из этой ситуации. Государство, наверное, могло бы поддержать эти вузы, но очевидно, что "поддержка имитации вместо реальных научных исследований приведет к весьма плачевным результатам".

По словам ректора ГУ-ВШЭ, в высшем образовании важно сочетание академического бакалавриата, прикладного бакалавриата, магистратуры и коротких программ подготовки. Ярослав Кузьминов предложил пересмотреть действующую систему заочного высшего образования, которое "никаким высшим образованием не является". По его мнению, надо предложить студентам (50% российских студентов учатся заочно) реальные программы пяти-шести открытых (то есть использующих дистанционные технологии) национальных университетов. Завершив доклад, Ярослав Кузьминов ответил на вопросы участников семинара.

Текст доклада: "Модель для инновационной экономики - Российское образование 2020"

Презентация к докладу Ярослава Кузьминова "Модель для инновационной экономики: российское образование — 2020" (файл PowerPoint)

Николай Вуколов, Новостная служба портала

Фотографии Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно

18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

Как реформировать бакалавриат?

Бакалавриат, на который перешли практически все российские вузы, — это по-прежнему образование по специальности. Но в вузах необходимы программы общего высшего образования, и студенты должны получить возможность выбора образовательных траекторий, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

В рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию ВШЭ, 26 ноября прошла серия круглых столов

26 ноября в рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию Высшей школы экономики, состоялись круглые столы по тематике развития образования и научных исследований.

Аналитический доклад «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации»

Вышел из печати аналитический доклад, подготовленный Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, представляющий систему рейтинговых оценок и анализ инновационного развития 83 российских регионов.

Десять трендов современного образования

16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).

Старцев Б.Ю. Хроники образовательной политики: 1991–2011. М.: НИУ ВШЭ, 2012

«Хроники образовательной политики: 1991–2011» — это серия очерков из истории образования в постсоветской России.

Человеческая версия университетской истории

24 апреля состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Антропологический подход к изучению истории российских университетов» выступила заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Елена Вишленкова.

Кризис дополнительного образования

10 апреля состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ, на котором с докладом «Дополнительное образование школьников: первые итоги и перспективы исследования» выступил заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Даниил Александров.