Грачева Дарья Александровна
- Научный сотрудник: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Младший научный сотрудник: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании / Лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов
- Старший преподаватель: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Академический руководитель образовательной программы: Обучение и оценивание как наука
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 4 года.
- Владение языками
- английский
- Контакты
- Телефон:
22154 - Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 411
Время работы: 10-18
- SPIN РИНЦ: 2583-0256
- ORCID: 0000-0002-4646-7349
- ResearcherID: GYA-5969-2022
- Google Scholar
- Руководители
- Терентьев Е. А.
- Карданова Е. Ю.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Полномочия / обязанности
- Руководство проектом по оцениванию критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации ЦПИО
- Разработка инструментов для измерения навыков 21 века и других инструментов в рамках проектов ЦПИО
- Проведение научных исследований, участие в конференциях и семинарах
- Статистический и психометрический анализ данных
- Преподавание
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
VIII Международная летняя школа «Теория и практика разработки тестов: прикладная психометрика в психологии и образовании», 2024.
"Основные понятия искусственного интеллекта и применение его для решения задач в рамках специальности (продвинутый уровень)", НИУ ВШЭ, 2024
VII International Summer School "Applied psychometrics in psychology and education". Workshop "Cognitive Diagnostic Modeling" by Dr. Jimmy de la Torre – Yerevan, Armenia, 2023.
Аналитика: искусство управлять данными, Диплом о профессиональной переподготовке, ноябрь 2021 - март 2022 года, АНО ВО "Университет Иннополис"
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
- Лучший преподаватель — 2023–2024
- Лучший академический руководитель в номинации «Прием иностранных студентов» — 2023
Учебные курсы (2025/2026 уч. год)
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 2-4 модуль)Анг
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 2-4 модуль)Анг
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Основы психометрики (Магистратура направление: 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Основы психометрики (Маго-лего)рус
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Psychometrics and Neuroscience" (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Psychometrics and Neuroscience" (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Statistics I (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Statistics I (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Статистика I (Маго-лего)рус
- Psychometrics and Statistics II (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Psychometrics and Statistics II (Магистратура направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Psychometrics and Statistics II (Маго-лего; 2, 3 модуль)Анг
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Psychometrics and Neuroscience" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Psychometrics and Neuroscience" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Statistics I (Маго-лего; 1-3 модуль)Анг
- Statistics I (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Statistics I (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Углубленная статистика (Аспирантура направление: 00.00.00. Аспирантура; 2-й курс, 1, 2 семестр)рус
- Углубленная статистика (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)рус
- Psychometrics and Statistics II (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Psychometrics and Statistics II (Маго-лего; 2, 3 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура направление: 00.00.00. Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)рус
- Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Psychometrics and Neuroscience" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Statistics I (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Statistics I (Маго-лего; 2, 3 модуль)Анг
- Углубленная статистика (Аспирантура направление: 00.00.00. Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)рус
- Psychometrics and Statistics II (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Psychometrics and Statistics II (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Machine Learning I (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Machine Learning I (Маго-лего; 4 модуль)Анг
- Statistics I (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Statistics I (Маго-лего; 2, 3 модуль)Анг
Конференции
- 2022
16th annual International Technology, Education and Development Conference INTED 2022. Доклад: THE RELATIONSHIP BETWEEN STUDENTS` ATTITUDES TOWARDS TASK CONTEXT AND ACHIEVEMENT IN THE ASSESSMENT OF 21ST-CENTURY SKILLS
- 2021
EDULEARN21 13th annual International Conference on Education and New Learning Technologies, 5th - 6th of July, 2021.. Доклад: ASSESSING CREATIVITY IN PRIMARY SCHOOL USING IMAGE ANALYSIS WITH NEURAL NETWORKS: A TWO-STEP APPROACH
EDULEARN21 13th annual International Conference on Education and New Learning Technologies, 5th - 6th of July, 2021.. Доклад: INVESTIGATING THE EFFECT OF CONTEXT ON COMPARABILITY OF COMPUTERIZED PERFORMANCE-BASED TASKS
European Conference on Educational Research (ECER 2021) (Geneva). Доклад: Examining Gender-Related Differential Item Functioning Among 4-Grade and 7-Grade Students in Computerized Performance-Based Tasks
22nd Annual Meeting of the Association for Educational Assessment – Europe (AEA-Europe 2021). Assessment for Changing Times: Opportunities and Challenges.. Доклад: Comparability of computerized performance-based assessment for measuring critical thinking
- 2020
«Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» 2020 (Москва). Доклад: Анализ изображений в образовательном тестировании с помощью машинного обучения (на примере инструмента измерения креативности)
- 2019
45th Annual Conference IAEA 2019 (International Association of Educational Assessment) (Баку). Доклад: The role of different test context in computerized scenario-based assessment
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 8.0187-2022 | Произведение | Cценарное задание для тестирования навыков критического мышления у учеников начальной школы «Аквариум» | Угланова Ирина Львовна, Брун Ирина Викторовна, Угланова Ирина Львовна, Грачева Дарья Александровна, Брун Ирина Викторовна | |
2 | 6.0058-2024 | База данных | Данные тестирования семиклассников с помощью инструмента «4К» для оценки навыков креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации ученик | 2024625348 | Тарасов Сергей Владимирович, Тарасов Сергей Владимирович, Грачева Дарья Александровна, Тарасов Сергей Владимирович, Тарасов Сергей Владимирович, Грачева Дарья Александровна |
3 | 6.0063-2024 | База данных | Данные тестирования четвероклассников с помощью инструмента «4К» для оценки навыков креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации уче | 2024625599 | Грачева Дарья Александровна, Сергеева Марина Владимировна, Тарасов Сергей Владимирович, Гнипова Светлана Евгеньевна, Грачева Дарья Александровна, Тарасов Сергей Владимирович |
4 | 5.0125-2024 | Программа для ЭВМ | Модели автоматической генерации текстовых заданий и проверки открытых ответов | Грачева Дарья Александровна | |
5 | 8.0075-2023 | Произведение | Сценарное задание для тестирования навыков критического мышления у учеников основной школы «Крушение корабля» | Грачева Дарья Александровна, Угланова Ирина Львовна, Тарасов Сергей Владимирович, Тарасов Сергей Владимирович, Грачева Дарья Александровна, Тарасов Сергей Владимирович, Тарасов Сергей Владимирович, Тарасов Сергей Владимирович, Грачева Дарья Александровна, Тарасов Сергей Владимирович, Угланова Ирина Львовна, Тарасов Сергей Владимирович, Тарасов Сергей Владимирович, Угланова Ирина Львовна, Грачева Дарья Александровна, Угланова Ирина Львовна |
Роль процессных данных в образовательных измерениях обсудили на очередном семинаре в цикле "Измерения в психологии и образовании"
18 февраля 2025 г. на очередном семинаре Центра психометрики и измерений в образовании младший научный сотрудник НИУ ВШЭ Дарья Грачева представила доклад "Исследование сопоставимости заданий сценарного типа с использованием процессных данных: кейс теста цифровой грамотности".
НИУ ВШЭ на конференции AEA-Europe: укрепление позиций и новые перспективы
Конференция AEA-Europe (Association of Educational Assessment – Europe) — ключевое событие в области образовательного оценивания. В отличие от менее активных региональных подразделений, таких как AEA-Asia-Pacific и AEA-Africa, европейская ассоциация демонстрирует живую и динамичную деятельность. Юбилейная 25-я конференция прошла в этом году на солнечном Кипре, собрав исследователей и практиков со всего мира.
Сначала крабы, а потом гекконы: почему для оценки универсальных навыков нужны разные сценарии
Контекст задачи имеет значение. Один и тот же ученик может легко справляться с заданиями про аквариумных рыбок, но путаться в примерах про динозавров. Этот феномен Дарья Грачева исследовала в своей диссертации.
Критическому мышлению придумали «рентген»: результаты проверки теста для младших школьников опубликовали в международном журнале
Ученые из Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ провели исследование эффективности компьютерного теста, который они разработали для оценки критического мышления у школьников 9-11 лет. Этот инновационный инструмент призван восполнить нехватку методик измерения данного ключевого навыка XXI века у детей. Результаты работы, подтверждающей валидность теста, опубликованы в авторитетном British Journal of Educational Psychology.
«Ты думаешь о своих исследованиях 24/7»
Ученые в теме образования и тем более психологии часто хотят что-то измерить, будь то образовательные результаты, самооценка ребенка, его интеллект. Для этого нужен подходящий инструмент измерения. Я поступила в магистратуру по измерениям, потому что мне было интересно, как разрабатываются такие инструменты и как отличить плохой тест от хорошего. Для того чтобы разрабатывать тесты и анализировать их результаты, нужна определенная методология. Этим занимается психометрика — наука об измерениях, которая пытается выстроить связь между наблюдаемым поведением (скажем, ответами на тест) и чем-то ненаблюдаемым или латентным, например интеллектом или цифровой грамотностью. Лично я занимаюсь измерениями так называемых навыков XXI века — это критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.
«Ты думаешь о своих исследованиях 24/7»
Эксперт Института образования Дарья Грачева пришла в науку с запросом, как отличить плохой тест от хорошего. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» она рассказала о «4К-тесте», который умеет измерять критическое мышление и коммуникацию, модели Георга Раша и о том, как обустроить аквариум для краба.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».