«Миссия и цель образования — конструирование будущего»
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов пришел в университет в июле 2021 года. Какие важные события случились в Вышке за прошедшее с того момента время, нужно ли отказываться от Болонской системы, как привлечь иностранных студентов в российские вузы, а также о многом другом он рассказал в эксклюзивном интервью РБК.
— Никита Юрьевич, вы уже год на посту ректора Высшей школы экономики. Что изменилось за это время?
— Слава богу, что не изменилось, а произошло. Потому что, если за год многое изменилось, значит, что-то не так, ведь университеты живут большим горизонтом планирования. И те ребята, которые поступили в 2022 году, будут защищать кандидатскую в 2030-х годах. Важнее посмотреть на то, что произошло за истекший год, который я провел в стенах Высшей школы экономики. Конечно, мы отдельно выделяем крупные федеральные проекты, такие как победа в конкурсе «Приоритет-2030», где НИУ ВШЭ вошел в ведущую группу по исследовательскому треку. Это действительно победа всего коллектива университета. Мы выиграли большой федеральный проект — «Центр искусственного интеллекта». Их было отобрано всего шесть, и мы в очень серьезной конкурентной борьбе одержали победу. Это многие другие федеральные проекты, такие как, например, Центр исследований квантовой связи в нашем МИЭМ, или, например, мы создали три международные лаборатории за истекший год. Причем они были созданы в инженерной и естественно-научной сферах. И у географов, и у нашего Московского института электроники и математики.
Акцент сделан и на региональной компоненте — мы в этом году выдали дипломы в другом регионе. Ребята четыре года учились в Дальневосточном федеральном университете, и 42 выпускника Высшей школы экономики получили во Владивостоке одновременно диплом ДВФУ и НИУ ВШЭ. Мы расширяем этот проект.
Сейчас у нас уже есть проекты по такому двойному диплому и с Якутском, и с Хабаровском, и с Тюменью, и с Новосибирском, и с Новгородом
Это действительно возможность давать наше качественное образование, образование Высшей школы экономики, в регионе, чтобы ребятам не уезжать в Москву учиться.
Энергично развиваются наши кампусы в других городах. НИУ ВШЭ в Перми в этом году провел первый набор в собственный лицей. Правительством принято решение о финансировании очень серьезной реконструкции на Васильевском острове в Санкт-Петербурге в интересах питерской Вышки. Увидите, это будет прекрасный кампус, буквально через два года приглашаю всех посмотреть. Действительно, это уникальный объект в сердце университетской жизни Петербурга.
За последний год у нас появилось большое количество новых партнеров, открылись новые базовые кафедры. Только что на Ученом совете мы открыли новую базовую кафедру нашего факультета компьютерных наук совместно с «Тинькофф». И действительно, для ребят это еще одна дополнительная возможность работать в крупной технологичной компании. Ну и конечно, для нас этот год праздничный, это год 30-летия Высшей школы экономики. Много празднований у нас уже состоялось. Кое-какие мероприятия еще впереди. И конечно, это тот праздник, с которым я бы хотел поздравить каждого члена нашего коллектива, каждого, кто имеет отношение к Высшей школе экономики, каждого, кто еще будет иметь отношение, — с праздником!
— Что изменилось в этом году для российского образования в целом? Много говорили об отказе от Болонской системы. Вышка будет от нее отказываться? Или быстрые перемены здесь опасны?
— Это словосочетание, которое уже стало мемом, — «Болонская система» — элемент конкурентоспособности, который создавала для себя Европа в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Когда Российская Федерация входила в так называемую Болонскую систему, это была попытка войти в систему конкуренции с другими образовательными системами — американской, китайской, индийской, — чтобы собирать лучших талантливых ребят из других стран, в том числе азиатских, конкурировать с Австралией, Америкой за способных ребят, чтобы они дальше работали в экономике той самой объединенной Европы. То, что происходит сейчас, показывает: находиться в этом объединенном конкурирующем пространстве просто странно.
Мы формируем сейчас не выход из Болонской системы как отказ от какого-то набора договоренностей, а мы формируем суверенную систему конкуренции за талант
Как я уже говорил, образовательные системы живут длинными циклами. Поэтому мгновенные изменения и указания тех или иных собственных конкурентных преимуществ российского образования — вопрос небыстрый. Я очень рад, что наше Министерство науки и высшего образования и Государственная дума выступили в единой логике того, что нужно взвесить, какие конкурентные преимущества мы можем предъявить. Надо понимать, что миссия и цель образования — над образованием. Это конструирование будущего.
Смотрите полную версию интервью Никиты Анисимова.