«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»
С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.
«Советская система» не сводилась только к пятилетнему сроку обучения. Ее сущность состояла прежде всего в том, чем и как эти пять лет наполнялись. При всем уважении к учителям и традициям меньше всего хотелось бы эту самую сущность у нас воспроизводить.
Идея продлить программу на год родилась вполне закономерно из опыта нашего собственного развития
Характерная особенность вышкинской философии образования состоит в том, что здесь готовят не специалистов узкого профиля, а людей с нестандартным мышлением и широким кругозором, способных быстро реагировать на меняющиеся запросы рынка. Как рынка труда, так и рынка интеллектуального.
Причины перемен
Соответственно, каждому студенту программы «История» полагается прослушать и сдать несколько «непрофильных» дисциплин по выбору. Выбирать нужно прежде всего из курсов, предлагаемых другими факультетами. Это может быть, скажем, «Биоинформатика», «Прикладная экономика», «Урбанистика», «Медиа и массовые коммуникации» и т.д. Перед таким выбором оказываются все студенты Вышки, но студентам-гуманитариям придется сделать еще один — и это наша специфика. Второй выбор у них — из дополнительных курсов факультета гуманитарных наук. Разве историку помешает курс по языкам мира, религиоведению или, например, цифровым методам в гуманитарных науках?
Однако на столь полезное расширение кругозора, естественно, уходят часы и зачетные единицы.
Образовательная программа «История»
Было
Стало
Зазвучали голоса, что на программе не хватает времени на освоение предметов специализации. Конечно, можно было урезать дополнительные курсы, но это противоречит той самой вышкинской философии, с которой я начал. Поэтому приняли решение продлить программу на год или же, в других терминах, добавить ей еще 60 кредитов.
Где появится нововведение
Нововведение в полной мере относится ко всем кампусам университета — Вышкинская программа строится на одних и тех же принципах. Хотя те или иные отличия в ее реализации, конечно же, неизбежны. Кстати, новая программа разрабатывалась в ходе постоянных консультаций между вышкинскими историками из Москвы, Петербурга и Перми. Важно было найти решения, более или менее устраивавшие всех.
Чем наполнится еще один год обучения
Задача состояла не в том, чтобы как-либо заполнить лишний год, а в том, чтобы заново обдумать всю концепцию образовательной программы и попытаться определить, куда ей предстоит развиваться в ближайшей перспективе. Историческое знание очень сложно по своей природе и состоит из совершенно различных компонентов. Одно дело — предлагать теории развития цивилизаций, а то и всего человечества, а совсем другое — правильно разобрать древнюю надпись из нескольких знаков, да еще и понять, о чем в ней говорится. Хороший историк, наверное, сможет и надпись прочитать, и гипотезу о ее месте в истории человечества грамотно сформулировать, но для этого ему надо владеть самыми разными исследовательскими методами. Вот «лишний» год и будет отдан не на заучивание все новых имен, дат и событий, а, прежде всего, на освоение имеющихся у исторической науки методов: общих — и сугубо конкретных, так сказать ремесленных; традиционных — и новейших, включая цифровые технологии.
Спектр методологических приемов сегодняшнего гуманитария не может быть узким. Далеко не каждый выпускник программы станет профессиональным историком. Но каждому нужно научиться тому главному, что профессиональный историк умеет делать, наверное, лучше других специалистов: извлекать ценные сведения из фрагментарных, малодостоверных, а то и в высшей степени сомнительных свидетельств. Согласитесь, что такие навыки обработки информации являются ключевыми для многих сегодняшних и завтрашних профессий. А если к методологической искушенности добавить еще и широту культурного и профессионального горизонта, о котором я уже говорил, то успешные выпускники программы «История» явно не рискуют остаться без куска хлеба.
Абитуриенты программы «История» благожелательно отнеслись к переменам: количество заявлений на программу уже примерно на треть выше, чем в прошлом году
Победителей олимпиад тоже больше, и тоже уже почти на треть. Конечно, гадать сейчас о причинах такой положительной реакции было бы слишком смело, не поговорив по душам с поступающими. Все же я осмелюсь предположить, что наши потенциальные студенты увидели в продлении программы перспективу получить действительно высококачественную гуманитарную подготовку. Именно ради этой цели мы и удлиняли нашу бакалаврскую программу и именно на таких студентов рассчитывали.
Как поступить
На программе предусмотрено 65 бюджетных мест, 25 платных мест и 3 платных места для иностранцев. Прием документов продлится до 26 июля.
Бойцов Михаил Анатольевич
декан факультета гуманитарных наук
Вам также может быть интересно:
«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»
В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.
Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?
100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.
Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями
Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.
Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье
Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.
Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты
Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.
Список литературы: советская историческая наука
Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.
Как отправить сына учиться за границу в XVI веке
На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.
Запретное знание
Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.
Идеал женщины Третьего рейха
С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.
Фронтовые письма XX века
Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000).