Экономика впечатлений: важнее не вкус, а послевкусие
В Высшей школе экономики открылась новая магистерская программа «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». О ней рассказывают соруководители программы заместитель директора кампуса ВШЭ в Санкт-Петербурге Валерий Гордин и доцент кафедры общего и стратегического менеджмента ВШЭ Марина Предводителева.
— Почему вы посчитали, что открытие этой магистерской программы актуально именно сейчас?
Валерий Гордин: В основу нашей программы положена набирающая популярность концепция экономики впечатлений. Область применения этой концепции весьма широка, но именно в туризме и гостеприимстве проявляются все ее методологические и инструментальные преимущества. Экономика впечатлений подразумевает нацеленность на создание у потребителя приятных воспоминаний об услуге или товаре, то, о чем французы говорят, что в вине важнее не вкус, а послевкусие. Вот это «послевкусие» туристских поездок мы и будем исследовать, а также учить студентов, как его создавать. При формировании этого послевкусия, пожалуй, наиболее значимую роль играют высококвалифицированные специалисты различных уровней, в том числе управленческих кадров. Как раз с учетом этого новая магистерская программа «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» ставит целью подготовкуменеджеров и аналитиков, владеющих взаимоувязанными современными экономико-менеджерскими и отраслевыми знаниями, и способных приблизить конкурентоспособность российской индустрии гостеприимства и туризма к уровню ведущих стран.Валерий Гордин
— Каковы основные особенности обучения по этой программе?
Валерий Гордин: Новая магистерская программа будет реализовываться в НИУ ВШЭ в Москве и в кампусе НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. В Москве обучение будет осуществляться по специализации «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии», в Санкт-Петербурге — «Менеджмент событийного и культурного туризма». Обучение по обеим специализациям имеет общую основу: дисциплины первого года обучения практически идентичны, что обеспечивает учащимся необходимый базовый объем знаний для деятельности в данных отраслях. На втором же году обучения изучаются дисциплины специализации.
Марина Предводителева: Особенностью программы является большой объем курсов по выбору. Например, в Москве, выбирая курсы согласно своим интересам, студенты смогут сформировать индивидуальную образовательную траекторию: с одной стороны, ориентированную в большей степени на туризм или гостиничный бизнес, с другой — на более гуманитарный или более «хард», «точный» вектор профессионального развития.
Валерий Гордин: В Петербурге мы планируем сделать упор на анализ существующих и разрабатываемых проектов в области культурного и событийного туризма. У нас уже сформирован пакет заказов от руководителей коммерческих и некоммерческих организаций культуры, муниципальных и городских органов управления по разработке проектов новых событий: фестивалей, праздников, биеннале. Хотя в Петербурге проводится свыше 250 фестивалей в год, городу не хватает крупных международных культурных событий, и студенты нашей программы будут привлечены к их разработке.
— Как известно, магистерские программы Вышки имеют сильную научную компоненту. Что вы можете предложить студентам в этой области?
Марина Предводителева: Студенты, ориентированные на научную карьеру, смогут сделать первые шаги по интеграции в академическое пространство уже в процессе обучения благодаря участию в исследовательских проектах, реализуемых на факультетах менеджмента в Москве и Санкт-Петербурге. С прошлого года на ежегодной конференции факультета менеджмента НИУ ВШЭ «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» действует секция «Менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», в которой участвовали и наши коллеги из Санкт-Петербурга, и мы будем рады докладам на этой секции студентов нашей новой магистерской программы. Ну, а самые удачные доклады, как мне кажется, вполне смогут быть представлены и на достаточно многочисленных международных конференциях студентов и молодых ученых по тематике гостеприимства и туризма.
Валерий Гордин: В нашем кампусе создана Лаборатория экономики культуры, в которой уже работают магистранты с других программ. Безусловно, именно эта Лаборатория станет основной площадкой для научных изысканий наших студентов. Показательно, что стажер-исследователь Лаборатории экономики культуры Алена Сорокина заняла в этом году первое место на конкурсе студенческих научных работ НИУ ВШЭ по направлению «Менеджмент».
— Сейчас многие магистерские программы привлекают иностранных специалистов, в целом выстраивают международные связи. Планируется ли это в случае вашей программы?
Марина Предводителева: Да, немаловажный момент — налаживание сотрудничества при реализации программы с ведущими вузами мира. Что касается московской специализации, академические и научные связи уже сейчас, до начала учебного года, находят отражение в совместных проектах с зарубежными исследователями, а также в проведении различных мероприятий с участием иностранных специалистов. С нового учебного года, с запуском программы мы планируем привлечь к учебному процессу коллег из Корнельского, Болонского университетов, университетов Боккони, Аалто и других ведущих вузов и исследовательских центров в сфере индустрии гостеприимства и туризма.Марина Предводителева
Валерий Гордин: Специфика петербургской части магистерской программы в том, что мы используем уже сложившиеся связи с вузами и учреждениями культуры Финляндии. Нужно отметить, что эта страна является сейчас одним из европейских лидеров в области творческих индустрий, создает много новых современных продуктов в области культурного туризма и успешно продвигает их на туристском рынке. Поэтому студенты, попавшие на стажировку в соответствующие финские организации, смогут многому научиться.
— Кого вы ждете на вашу программу? Каков портрет потенциального абитуриента?
Валерий Гордин: Мы видим несколько основных групп будущих абитуриентов. Это выпускники по таким направлениям как менеджмент, государственное и муниципальное управление, экономика и социология; выпускники гуманитарных, прежде всего, творческих и языковых вузов; выпускники естественнонаучных и технических специализаций; и, наконец, мы будем рады выпускникам вузов туристской направленности. При этом мы ожидаем, что языковые знания абитуриентов нашей программы будут на уровне хороших международных сертификатов. Мы отдаем себе отчет, что студентам, поступившим из других вузов, будет нужно гармонизировать свои знания, поэтому мы включили в учебные планы так называемые адаптационные курсы экономико-менеджерской направленности, которые помогут студентам ликвидировать некоторые лакуны в знаниях, но эти курсы — отнюдь не панацея, если нет глубоких базовых знаний.
— Где будут работать выпускники программы?
Марина Предводителева: Мы предполагаем, что наши выпускники будут востребованы в индустрии гостеприимства и туризма и смежных с ними отраслях, причем в коммерческом и некоммерческом секторах. Для выпускников московской специализации это главным образом отели и гостиничные сети, туристические операторы, органы управления туризмом. Для специализации, реализуемой в Санкт-Петербурге, — органы управления культурой, спортом и туризмом, учреждения культуры, некоммерческие организации, принимающие активное участие в формировании продуктов культурного и событийного туризма мирового и регионального уровня. Где бы ни работали наши выпускники, мы считаем, что обучение в Высшей школе экономики обеспечит им благоприятные профессиональные перспективы и уверенный карьерный рост.
Валерий Гордин: Как известно, сфера гостеприимства и туризма — это очень креативные отрасли современной экономики, работать в которых интересно и перспективно.
Мария Дедова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Сорокина Алена Станиславовна
Вам также может быть интересно:
Вышка и московский Комитет по туризму проводят международный конкурс видеороликов о городах
Школа дизайна НИУ ВШЭ и столичный Комитет по туризму приглашают молодых режиссёров, аниматоров, операторов и других авторов, работающих с видео, к участию в международном конкурсе коротких видеороликов о городах. Конкурс организован на платформе Школы дизайна НИУ ВШЭ и Института развития креативных индустрий «Креативный город» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».
Сокровища Cевера: как развивается туристический и креативный потенциал Мурманска и Териберки
АНО «Креативная экономика» при экспертно-аналитической поддержке Института исследований культуры факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ представила качественное исследование туристского потенциала Арктического региона. В ходе исследования специалисты АНО отправились в главные туристские локации региона — Мурманск и Териберку, где провели более 20 глубинных интервью. В исследовании приняли участие местные жители, представители туристического бизнеса в регионе, а также приезжие предприниматели, нелегально оказывающие туристические услуги.
Студенты Вышки стали победителями конкурса «Мастера гостеприимства»
Студенты НИУ ВШЭ Денис Бахарев и Михаил Морозов одержали победу в новом сезоне конкурса «Мастера гостеприимства» — проекте президентской платформы «Россия — страна возможностей» — по направлению «Будущее туризма». В финал, который прошел в Иркутске с 14 по 16 июля, вышли 92 конкурсанта от 18 до 35 лет из 47 регионов России.
Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам
В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.
«Наш учебный план соответствует вызовам бизнес-среды»
На магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» дают востребованные бизнесом знания, которых пока нет в учебниках. О том, что нового ждет студентов в следующем учебном году, рассказывает академический руководитель программы Марина Предводителева.
«Мечты — это наши мотивации к успеху»
В чем проблема мирового политического рынка? Как письмо со спамом может изменить жизнь? Почему русские считают Новую Зеландию скучным пастбищем и как вести там бизнес, ни разу не побывав в налоговой? Об этом в рубрике «Конструктор успеха» расскажет выпускница факультета политологии Виктория Кузнецова, которая занимается организацией туризма по Новой Зеландии.
ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.
«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»
В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе, рассказывает ее руководитель Александр Петренко.
Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017
Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.
Как россияне рассказывают о своих городах туристам
Истории местных жителей о родных местах могут быть основой для формирования туристических брендов.