Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях
Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик (Лаборатория ЧИЛ) НИУ ВШЭ реализует прикладные научно-исследовательские проекты, призванные сделать систему здравоохранения человекоцентричнее. Один из них, проект «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения», направлен на внедрение человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях.
Здравоохранение — одна из самых кадрозависимых отраслей. В последние годы сектор столкнулся с серьезными вызовами: пандемией, изменениями рынка труда и приходом нового поколения специалистов с иными ценностями. Традиционные методы управления уже не отвечают современным потребностям, и на смену им приходит человекоцентричный подход, который ставит во главу угла соблюдение баланса потребностей сотрудников и интересов работодателей.
Владимир Соловьев
«Человекоцентричность в здравоохранении чаще всего связывают с заботой о пациентах. Но мы уверены: настоящая человекоцентричность начинается с изменения культуры отношения к сотрудникам», — говорит Владимир Соловьев, заведующий Лабораторией ЧИЛ.
Согласно новому ГОСТ Р 71549–2024 «Система менеджмента человекоцентричной медицинской организации», вступившему в силу с 1 марта 2025 года, в человекоцентричной медицинской организации поощряется участие пациентов в решении вопросов собственного здоровья, работники нацелены (и обучены) на учет физических, информационных, эмоциональных и духовных потребностей пациентов, а также создана система, направленная на благополучие и развитие работников. По мнению специалистов Лаборатории ЧИЛ, человекоцентричный подход должен начинаться именно с особого внимания к потребностям работников. Работодатель прежде всего должен предоставить своему коллективу ресурсы для качественной и эмпатичной заботы о пациентах. То есть человекоцентричное управление персоналом медицинской организации является своего рода развитием пациентоцентричного подхода, переносом его на внутреннего клиента — сотрудника организации.
В рамках проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения» команда Лаборатории ЧИЛ разработала человекоцентричную модель управления персоналом в организациях сферы здравоохранения и соответствующий ей измерительный инструмент — Индекс человекоцентричности по отношению к сотрудникам в организациях сферы здравоохранения.
В модели предлагается рассматривать работника медицинской организации в четырех ключевых ролях: как личность, как часть команды, как сотрудника организации и как члена общества, имеющего интересы вне профессиональной деятельности. А также учитывать четыре группы потребностей сотрудников: физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.
Цель этой модели управления персоналом — оценить уровень человекоцентричности медицинской организации по отношению к сотрудникам. Индекс, состоящий из 73 вопросов по 16 субшкал (каждая субшкала — это пул вопросов, отражающих уникальные потребности на пересечении четырех ролей и четырех групп потребностей сотрудника), позволит системно анализировать условия труда персонала для лучшего понимания потребностей сотрудников.
Проект еще на старте вызвал значительный интерес у профессионального сообщества. Так, его ключевые аспекты обсуждались на круглом столе «Инициативы медицинского сообщества», который проходил 29 января в здании Мэрии Москвы при поддержке Уполномоченного по защите прав предпринимателей Москвы Татьяны Минеевой.
Разработка модели шла в несколько этапов. Вначале команда провела обзор научно-исследовательской литературы и лучших практик управления персоналом в здравоохранении, в том числе с учетом теоретико-методологической основы формирования модели управления организациями, концептуализированной в форме восьми базовых принципов человекоцентричности. На основе данной работы разработан первый прототип модели управления персоналом в здравоохранении, ориентированной на человека.
В рамках валидации модели состоялись шесть экспертных фокус-групп с участием признанных лидеров российского здравоохранения в области кадрового менеджмента: представителей органов исполнительной власти, главных врачей государственных медицинских организаций и их заместителей, руководителей кадровых центров, корпоративных университетов и некоммерческих проектов помощи медработникам, а также владельцев частных клиник, HR-директоров и независимых HR-консультантов. В исследовании приняли участие больше 30 экспертов.Было последовательно протестировано три прототипа модели, и только финальный вариант получил единогласное одобрение экспертов. Они подчеркнули научную обоснованность и практическую значимость разработанной модели, а также охарактеризовали ее как потенциальный аналитический инструмент, на который может опираться руководитель для принятия взвешенных управленческих решений.
Наталья Мефодовская
«Я с вами прошла весь путь — от первого варианта до текущего. И хочу сказать, что, конечно, текущий мне нравится просто кратно больше. Мне он кажется практически идеальным», — отметила Наталья Мефодовская, коуч, командный коуч и бизнес-тренер в сфере здравоохранения.
Кирилл Кузьмичев
«Понимание ценностей своих сотрудников и команды — это очень важно, и здорово, что модель это учитывает, — считает Кирилл Кузьмичев, заместитель главного врача УКБ №4, Сеченовский университет. — Мы научились формулировать ценности организации, но также необходим механизм проверки: как мы поймем, что сотрудники знают эти ценности, как именно они их понимают и разделяют ли их, откликаются ли они их личным ценностям».
В апреле состоялся круглый стол, посвященный обсуждению финальной версии человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях, на котором эксперты отметили, что человекоцентричность — это не просто модный тренд, а необходимость в новых условиях рынка труда, которая помогает снизить текучесть кадров, повысить удовлетворенность сотрудников и улучшить финансовые показатели клиник и, как следствие, повышает качество оказания медицинской помощи пациентам. При этом критически важно, что высокое качество помощи пациентам обеспечивается заботой о тех, кто ее оказывает, а не принуждением к работе на пределе возможностей и жертвенности.
Полина Твилле
«Если человекоцентричность — это корпоративная ценность, то сотрудники должны ощущать ее в первую очередь на себе, — уверена Полина Твилле, научный сотрудник Лаборатории ЧИЛ и проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения». — Нельзя требовать человекоцентричности по отношению к пациентам, если сотрудники сами ее не чувствуют».
Альбина Лещева
«Мы внедряем человекоцентричные практики уже четвертый год, и могу с уверенностью сказать: это влияет и на экономику. Например, текучесть кадров — колоссальная статья расходов, и человекоцентричность помогает ее сократить», — подчеркнула Альбина Лещева, основатель и CEO клиники нового поколения «Лейб-Медик».
Планируется, что модель не только станет основой для оценки человекоцентричности по отношению к персоналу, но и будет сопровождаться перечнем инструментов и практик, направленных на улучшение управления персоналом в клиниках.
Екатерина Михайлова
«Вторым блоком человекоцентричной модели управления в сфере здравоохранения должны стать сформированные на основе опросов инструменты для руководителей медицинских организаций», — говорит Екатерина Михайлова, заместитель главного врача по кадрам Краевой клинической больницы Красноярска.
Данная тема активно разрабатывается Лабораторией ЧИЛ в рамках проекта «Прикладные решения Концепции человекоцентричного руководителя и лидера в системе здравоохранения».
Оксана Семеновских
«Важно не только провести измерения, но и дать инструменты, а затем, после внедрения инструментов, повторно опросить ту же аудиторию. Это позволит понять, что удалось изменить, каких результатов достигли, как изменились показатели», — предположила Оксана Семеновских, бизнес-консультант, эксперт по HR, развитию лидеров, команд и компаний.
Следующий этап — масштабная апробация Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения в ведущих медицинских организациях России. Для валидации разработанного инструмента было заключено соглашение о научном сотрудничестве с Национальной ассоциацией управленцев сферы здравоохранения. В результате партнерства к апробации Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения планируется привлечь респондентов — сотрудников государственных и частных медицинских организаций.
Алексей Кошель
«Обеспечение человекоцентричного подхода в сфере здравоохранения, пожалуй, самая важная на сегодня задача, которая наряду с обновлением материально-технической базы лечебных учреждений позволит завершить работу над созданием нового лица современной российской медицины. Уверен, что наши эксперты из Лаборатории ЧИЛ НИУ ВШЭ, основываясь на своем богатом опыте разработки подобных проектов, помогут выработать необходимые дальнейшие шаги для развития сферы здравоохранения. Конечно, вспоминая классика, работа посвящена именно кадрам, что считаем наиболее приоритетным», — прокомментировал проректор НИУ ВШЭ Алексей Кошель.
Человекоцентричность — это путь к устойчивому развитию здравоохранения. Она объединяет науку, практику и ценности, создавая среду, где сотрудники чувствуют себя значимыми, а пациенты получают качественную помощь. Разработки Лаборатории ЧИЛ призваны предоставить медицинским организациям инструмент для лучшего понимания потребностей персонала, что крайне важно для формирования человекоцентричной кадровой политики, в центре которой будут реальные интересы сотрудников.
Вам также может быть интересно:
«Ученый совет про людей»: конкурс ППС, оплата труда, награды и поощрения
25 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. И если на предыдущих заседаниях рассматривались вопросы технологического развития, международного сотрудничества и финансовой устойчивости университета, то теперь акцент был сделан на социальной тематике.
«Развитие креативных индустрий стало приоритетом, как для России, так и для Республики Узбекистан»
Научно-исследовательский институт развития туризма при Комитете по туризму Республики Узбекистан и НИУ ВШЭ подписали соглашение о сотрудничестве с целью установления и развития академического, культурного и других видов взаимоотношений в области образования и туризма. Инициатором подписания соглашения выступил Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Нейролингвисты ВШЭ выяснили, какие приложения лучше помогают восстановить речь
Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выявили факторы, которые делают цифровые приложения для реабилитации больных с афазией более эффективными. Обратная связь, разнообразие игровых задач, длительный период реабилитации и постоянный контакт с лечащим врачом оказались наиболее важными для восстановления речевой функции. Статья опубликована в журнале NeuroRehabilitation.
МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine
Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ запустила тестирование среди разработчиков второй версии игрового движка Claw Engine. «Вышка.Главное» рассказывает о продукте, в создании которого принимают участие проектные студенческие команды МИЭМ.
«Цифровые платформы стали ключевой формой обеспечения экономического и культурного суверенитета»
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил на сессии ПМЭФ-2025 «В поисках новых источников роста: возможна ли иная модель глобальной финансовой и торговой архитектуры». Дискуссия была построена вокруг процессов в мировой экономике, связанных с укреплением многополярности и возрастанием роли новых центров мирового роста — государств Глобального Юга и Востока, участники обсуждали потенциал и возможности новой модели международного взаимодействия.
Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве
Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.
НИУ ВШЭ, Минобрнауки и «Иннопрактика» объединили усилия для формирования системы социально-психологического благополучия российских студентов
20 июня в Санкт-Петербурге состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между компанией «Иннопрактика», Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и НИУ «Высшая школа экономики».
НИУ ВШЭ, Адыгея и АГУ объединяются для укрепления науки и образования в республике
На полях Петербургского международного экономического форума подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между Высшей школой экономики, Республикой Адыгея и Адыгейским государственным университетом. Документ подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, Глава Республики Адыгея Мурат Кумпилов и ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий.
Высшая школа экономики и Правительство ЯНАО подписали стратегическое соглашение на ПМЭФ-2025
В рамках Петербургского международного экономического форума — 2025 Высшая школа экономики и Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве. Документ подписали первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Новоселова и директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая. Соглашение направлено на развитие научно-исследовательской деятельности, повышение качества образования и подготовку кадров в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона.
НИУ ВШЭ и РВБ подписали соглашение о сотрудничестве
19 июня в рамках Петербургского международного форума ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов и основатель Wildberries, глава РВБ (Объединенной компании Wildberries & Russ) Татьяна Ким подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились о развитии и реализации совместных образовательных и научно-исследовательских проектов, а также поддержке профессиональных кадров. Также, в рамках соглашения РВБ станет партнером Летней экономической школы, которая проходит при поддержке НИУ ВШЭ.