В государственной образовательной политике должны учитываться особенности регионов
18-19 декабря в Высшей школе экономики прошла международная конференция «Региональная дифференциация образовательных систем», на которой был дан старт обсуждению особенностей развития образования в разных субъектах Федерации.
Если вузы в России, за редкими исключениями, управляются напрямую из федерального центра, то системы общего и в значительной степени профессионального образования находятся в ведении регионов. Уровень развития регионов разный — одни богаче, другие беднее, в одних реформа образования проводится успешно, другие более консервативны.
Однако федеральный центр ставит перед всеми регионами одни и те же задачи, все они в определенные сроки должны достичь определенных показателей. Например, в соответствии майским президентским указом № 599 нужно обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет к 2016 году, а к 2020 году — увеличить долю детей, получающих дополнительное образование, до 70-75 процентов. Стартовав с разных позиций, все должны прийти к финишу в одно и то же время.
Выстраивая образовательную политику, необходимо учитывать региональные различия — социально-экономические, культурные и другие, считают участники конференции. Этот аспект до недавнего времени в нашей стране почти не обсуждался — как заметил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, некоторые специалисты по региональным аспектам развития образования на конференции впервые увидели друг друга. «У нас есть понимание, что в каждом регионе своя ситуация, но не всегда понятно, в чем конкретно она выражается», — признал директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России Григорий Андрущак.
«Пантеон снятых голов»
Федеральная власть требует от регионов выполнения заданных показателей. «Почему вы не решаете задачи, которые на вас возложены? — обратился к региональным министрам заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Госдумы Алексей Майоров, — Если не можете решить, надо найти людей, которые смогут!» По словам одного из региональных министров, управленцев на местах постоянно ругают за невыполнение тех или иных показателей, угрожая отставкой: в Уральском федеральном округе один высокопоставленный коллега предложить устроить «пантеон снятых голов».
Школа, по выражению сопредседателя Общественного совета Минобрнауки Евгения Ямбурга, превращается в место, где дети мешают учителям работать с документами
Однако при таком подходе о региональных особенностях вспоминают в последнюю очередь. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе есть регионы, где рождаемость растет быстрее, чем в остальных, поэтому обеспечить местами в детских садах всех детей от 3 до 7 лет там гораздо сложнее. Но этот фактор никак не учитывается.
Отчетности все больше
Еще одна проблема, о которой говорили участники конференции, — необходимость минимизировать отчетность, которую требуют на всех уровнях управления образованием. Школа, по выражению сопредседателя Общественного совета Минобрнауки Евгения Ямбурга, превращается в место, где дети мешают учителям работать с документами. Несмотря на регулярные заявления министра Дмитрия Ливанова о необходимости сократить отчетность, ее становится больше — например, в этом году добавился сбор данных для мониторинга системы образования, который на днях должен быть представлен в Правительство РФ.
И хотя, как рассказал Григорий Андрущак, порядка 70 процентов данных, которые регионы должны были предоставить для мониторинга, уже запрашивались, и заново их можно было не собирать, представители регионов все равно недовольны тем, что на них ложится дополнительная нагрузка. По их мнению, многочисленная отчетность никак не сказывается на качестве работы системы образования. Да и качество самой отчетности оставляет желать лучшего: как заметила заместитель директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Снежана Возняк, были случаи, когда одни и те же показатели в зависимости от методологии подсчета разнились на 20 процентных пунктов.
Вопросы без ответов
В то время как отчетность растет, регионы далеко не всегда получают «обратную связь» от федерального центра, да и возможности взаимодействия друг с другом, обмена опытом используют не в полной мере. Остаются незамеченными региональные инициативы, которые можно было бы успешно использовать в масштабах страны.
Например, в Самарской области нехватка мест в детских садах решается благодаря привлечению частого сектора — хорошо известен проект «Билдинг-сад», когда частные детские сады открываются на первых этажах жилых домов, и государство компенсирует значительную часть родительской платы. Однако во многих других регионах пока нет понимания, как правильно развивать социальные инициативы по созданию частных детских садов, и федеральной методической помощи тоже недостаточно.
В регионах накопились вопросы, ответы на которые они хотели бы получить от Минобрнауки России или от более успешных коллег в других регионах. Например, некоторые семьи записываются в очередь в детский сад, но даже при наличии места детей туда не отдают, потому что или хотят получать пособия (в некоторых регионах родителям платят за то, что дети не посещают детские сады), или их не устраивает конкретный детский сад, рассказал начальник Управления проектно-аналитической деятельности Минобрнауки Самарской области Сергей Еремин. Получается, что, несмотря на наличие мест, регион не выполняет указ президента по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования. Как решать эту проблему, на местах не знают.
«Налицо явный дефицит коммуникации с регионами, — констатировал заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов. — К сожалению, в последние три-четыре года доминировало взаимодействие по вертикали».
Надо чаще встречаться
По мнению Исака Фрумина, важная задача современной образовательной политики в отношении субъектов Федерации — перейти от сравнения всех со всеми к сравнению сравнимых. Для этого необходимо изучать ситуацию в региональных системах образования, собирать информацию о лучших практиках. В 2015 году Институт образования ВШЭ планирует представить Атлас региональных образовательных систем — портал, где будут отражены особенности развития образования регионов и созданы возможности для их корректного сравнения. Вместе с Минобрнауки России планируется развернуть работу по созданию типологии регионов.
Институт образования Высшей школы экономики планирует стать площадкой для общения региональных управленцев в сфере образования и их взаимодействия с федеральной властью — конференции, посвященные региональной дифференциации, будут проводиться регулярно. Также будет сформирована экспертная панель, участниками которой станут региональные управленцы. Необходимость обмена опытом и обратной связи тем более важна, что полномочия регионов в определении особенностей реализации федеральной образовательной политики будут расширяться.
Борис Старцев, новостная служба портала ВШЭ
Фото Михаила Дмитриева
Вам также может быть интересно:
«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»
Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».
Механизмы государственно-частного партнерства в образовании нуждаются в доработке
Для строительства школ и создания в них современной информационно-образовательной инфраструктуры необходимо привлекать частные инвестиции. К такому выводу пришли участники «завтрака губернаторов», на котором обсуждалось развитие социальной инфраструктуры регионов. Дискуссия прошла 24 мая на Петербургском международном экономическом форуме.
Исследования интеллектуального капитала будут расширяться
В санкт-петербургском кампусе НИУ ВШЭ на минувшей неделе прошла XII ежегодная международная конференция «Intangibles, Intellectual Capital and Extra-Financial Information». Это мероприятие хорошо известно в Европе как в академической, так и в практической среде, так как собирает всех ключевых экспертов, занимающихся проблематикой интеллектуального капитала (ИК) и нематериальных активов.
На конференции в Санкт-Петербурге обсудят интеллектуальный капитал
22–23 сентября 2016 года на площадке Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ пройдет 12-я ежегодная международная конференция «Intangibles, Intellectual Capital and Extra-Financial Information». Конференция организована Европейским институтом исследований в менеджменте (European Institute for Advanced Studies in Management) совместно с НИУ ВШЭ и Университетом города Феррара.
7 докладов WAPOR, которые вас удивят
15 сентября 2016 года в Вышке начнется ежегодная региональная конференция Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения (WAPOR) «Методология социологических исследований и изучение социальных и культурных изменений».
В Вышке впервые пройдет конференция Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения
С 15 по 17 сентября 2016 года в Вышке пройдет ежегодная региональная конференция Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения (WAPOR) «Методология социологических исследований и изучение социальных и культурных изменений».
XII конференция ISTR: ученые НИУ ВШЭ представили рекордное количество докладов
В Стокгольме состоялась двенадцатая конференция Международного сообщества исследователей третьего сектора (International Society for Third Sector Research – ISTR) на тему «Третий сектор в период трансформации: отчетность, прозрачность и социальная инклюзия». Конференция проводится раз в два года и является одним из крупнейших научных событий в своей области.
«Интересен опыт стран, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и мы»
24-25 мая в Высшей школе экономики прошла международная конференция по правам человека, посвященная 20-летию вступления России в Совет Европы.
На конференции ВШЭ обсудят форсайт-исследования от России до Сингапура
Какой должна быть научно-техническая политика России? Что показывают результаты российских и зарубежных форсайт-исследований? Как развивается международная кооперация в научной сфере? Эти и другие вопросы обсудят на 5-й международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», которая пройдет в Высшей школе экономики 18-20 ноября.
Исследователи высшего образования заинтересовались студентами
16 октября в Высшей школе экономики открылась VI международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы». Конференция продлится два дня.