«Чтобы не выглядеть чересчур активными»
2 февраля Институт развития образования ГУ-ВШЭ провел очередной семинар из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования». Название семинару дал основной доклад — «Рейтинг лучших университетов мира».
На эту тему выступили руководители независимого рейтингового агентства «РейтОР» Ирина Артюшина и Алексей Чаплыгин.
Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина |
Кто есть who?
«РейтОР» занимается составлением рейтингов учебных заведений в течение пяти лет. «Задача, которую мы перед собой ставим, — это большой национальный рейтинг российских университетов. Но так как университетов в России много, мы подходим к ее решению постепенно. И мы не могли обойти вниманием феномен, который начал развиваться с 2000-ых годов, — глобальный рейтинг университетов», — пояснила идею созданию рейтинга лучших университетов мира директор агентства Ирина Артюшина.
Руководитель проектов агентства «РейтОР» Алексей Чаплыгин напомнил, что рейтинги создают уже более 100 лет. Еще в начале XX века один американский профессор, проанализировав справочник «Who is who», составил первый рейтинг американских университетов. Сегодня же можно говорить о целой отрасли, специализирующейся на оценке вузов и национальных образовательных систем. К числу авторитетных, как правило, относят рейтинги газеты «Times», Института высшего образования Шанхайского университета и рейтинг сайтов университетов мира Webometrics. Российские вузы представлены в этих рейтингах слабо, поэтому и решено было подготовить российскую версию мирового рейтинга вузов. «У нас не было задачи дать ответ рейтингу "Times" или Шанхайскому рейтингу. Мы хотели показать место российских университетов в сравнении с мировыми», — пояснила Ирина Артюшина.
Для целевой аудитории
Чтобы составить рейтинг, в более чем 700 университетов мира были разосланы предложения о сотрудничестве (информационные анкеты). Откликнулись лишь около 40% отечественных университетов и около 15% мировых. Поэтому было решено перейти к анализу открытых источников — сайтов вузов и специализированных национальных агентств, которые собирают и обрабатывают данные по вузам.
Для оценки деятельности вузов было отобрано шесть критериев: учебная деятельность, научно-исследовательская работа, ресурсное обеспечение, профессиональные компетенции профессорско-преподавательского состава, международная деятельность и интернет-аудитория. «Мы попытались выделить шесть сторон, которые характеризуют деятельность вуза наиболее выпукло, интересно и доступно для целевой аудитории», — пояснил Алексей Чаплыгин. Целевой аудиторией рейтинга, по его словам, должно являться российское академическое сообщество: «Оно пребывает пока в довольно заторможенном состоянии. С одной стороны, часть вузов почивает на лаврах прежних достижений и только в дискуссиях пытается показать, что советское образование было одним из лучших в мире. С другой стороны, в нашей стране есть несколько десятков университетов мирового уровня, которые стремятся войти в лигу лучших международных университетов, — они стараются внедрять новые системы управления, привлекают новые ресурсы, запускают новые программы, развивают международные связи, активно используют сетевые технологии».
Ирина Абанкина задала вопрос, почему среди перечисленных характеристик нет тех, которые бы отражали качество студентов. Чаплыгин пояснил, что эту задачу агентству решить не удалось: например, проводился анализ результатов международных олимпиад, но данные по всем олимпиадам так и не были собраны.
В результате в рейтинге «РейтОРа» позиции российских вузов, мягко говоря, не самые слабые — МГУ вошел в «пятерку» лучших университетов мира. Год назад рейтинг был представлен на пресс-конференции в «Интерфаксе», и Виктор Садовничий, выступая перед журналистами, не скрывал радости по этому поводу.
Алексей Чаплыгин обратил внимание, что собственные рейтинги готовят не только в России, но и в Европе. По его словам, в последние два года особую остроту приобретает дискуссия о потере конкурентоспособности континентальных университетов по сравнению с университетами США, Великобритании, Австралии, Канады и стран Юго-Восточной Европы, и сейчас в Европе работают над многомерным рейтингом (с учетом разных сфер деятельности вузов). «Это подтверждает, что одного глобального рейтинга не может быть», — считает докладчик.
Правильный подбор
Дискуссантом на семинаре выступил директор Института комплексных исследований образования МГУ Виктор Кружалин, экс-руководитель Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Минобразования России. Прежде всего, он отметил, что феномен рейтингов будет активно развиваться «с нашим участием или без, но лучше, конечно же, если с нашим». «Отношение к рейтингам неоднозначное, но, на мой взгляд, результаты рейтингов — та форма, которая сворачивает огромный объем информации в количественную характеристику», — добавил он. При этом одного универсального рейтинга не может быть, согласился с докладчиком Кружалин. Так что появление российских версий мировых рейтингов вполне оправдано, нужно и дальше думать о создании системы рейтингов по разным образовательным направлениям».
По его мнению, рейтинги должны отражать динамику развития вузов: «В Польше много хороших вузов, и один из них, далеко не самый сильный — Лодзинский университет. При составлении очередного шанхайского рейтинга поляки вспомнили, что в 1943 году один из его профессоров получил Нобелевскую премию, и предоставили эту информацию составителям рейтинга. В результате Лодзинский университет был объявлен лучшим в Польше, и Польша была в шоке. Вот что значит правильный подбор критериев». Впрочем, Ирина Абанкина заметила, что вне зависимости от критериев есть группа лидирующих университетов мира, которые фигурируют во всех рейтингах (один из них — Массачусетский технологический институт).
Проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин |
Ирина Абанкина, в свою очередь, указала на объективные факторы, которые влияют на традиционно слабые позиции российских вузов в мировых рейтингах. По ее словам, во всех глобальных рейтингах велика доля показателей, которые оценивают сложившуюся интеграцию национального научного и образовательного сообщества в международное сообщество. Наша же страна очень долго развивалась изолированно, и вузы были ограничены в возможности присутствовать на конференциях, публиковать результаты исследований, посылать студентов и преподавателей за рубеж. Преодолеть эту изолированность за 20 лет постсоветского периода так и не удалось.
«Конечно мы, отстаем в процессах интеграции. И, конечно, внутренние рейтинги, составленные «РейтОРом», стимулируют вузы включаться в эту интеграцию более активно», — отметила Абанкина. О том, как преодолеть эту изолированность, надо думать уже сейчас: «Идет переход на новые образовательные стандарты, в том числе в профессиональном образовании, но все стандарты внутренние, неконвертируемые, — сказала она. — А ведь это огромные деньги и огромная работа. Но работа не поддерживающая, а скорее препятствующая нашей международной интеграции».
Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ сохранил лидерство в рейтинге англоязычных сайтов российских вузов
Российский совет по международным делам (РСМД) представил аналитический доклад «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2023 г.)». Его составной частью является рейтинг англоязычных сайтов российских вузов, в котором НИУ ВШЭ занял 1-е место.
ВШЭ заняла вторую строчку в зарплатном рейтинге выпускников вузов от SuperJob
Компания SuperJob опубликовала ежегодный рейтинг вузов России по уровню заработных плат молодых специалистов, занятых в отраслях финансов и экономики. Учитывались данные по выпускникам высших учебных заведений 2017–2022 годов. Рейтинг возглавил МГИМО, на втором месте — Высшая школа экономики со средним заработком выпускников-экономистов 150 тыс. рублей в месяц, что выше показателей прошлого года на 10 тыс. рублей.
Вышка вошла в топ-3 экономических вузов России по уровню зарплат выпускников
IT-сервис по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob представил рейтинг вузов России 2022 года по уровню зарплат молодых специалистов, работающих в сфере экономики и финансов и окончивших вуз в 2016–2021 годах. Высшая школа экономики — на второй строке.
Вышка уверенно удерживает первую строчку по четырем предметам в рейтинге научной продуктивности АЦ «Эксперт»
Высшая школа экономики заняла 1-е место по четырем предметам рейтинга научной продуктивности российских вузов, который опубликовал Аналитический центр «Эксперт». В восьми предметных областях (срезах) университет входит в топ-5 рейтинга.
ВШЭ — единственный российский вуз в топ-75 рейтинга молодых университетов ТНЕ
Высшая школа экономики заняла 66-е место в рейтинге молодых университетов Times Higher Education, который оценивает вузы в возрасте до 50 лет. THE Young University Rankings является первым в линейке мировых рейтингов, опубликованных в 2022 году.
ВШЭ вошла в топ-150 мировых вузов рейтинга THE Reputation
Высшая школа экономики улучшила результат прошлого года и вошла в диапазон 126–150 репутационного рейтинга Times Higher Education. Среди российских вузов ВШЭ разделила 2–4-е место с МФТИ и СПбГУ.
ВШЭ увеличила присутствие в рейтингах US News Best Global Universities до 6 предметов
В опубликованных сегодня предметных рейтингах университетов мира US News Best Global Universities НИУ ВШЭ представлен в шести предметах (в 2020 году — в четырех). Высшая школа экономики впервые вошла в предметные рейтинги «Искусство и гуманитарные науки» (позиция 207) и «Психология» (позиция 374), а также подтвердила свой лучший результат по предмету «Математика» (позиция 85), устойчиво сохраняя свою позицию в топ-100 лучших университетов мира по этому предмету и вторую среди российских университетов в этом рейтинге.
ВШЭ — в топ-30 лучших вузов мира в рейтинге THE Emerging Economies
Высшая школа экономики устойчиво входит в топ-30 вузов мира по версии рейтинга Times Higher Education Emerging Economies и является одним из лучших университетов России.
ВШЭ вошла в топ-100 по двум предметам рейтинга ТНЕ
Высшая школа экономики вошла в сотню лучших вузов мира по праву и социальным наукам рейтинга Times Higher Education. Помимо этого, университет впервые вошел в топ-150 предметного рейтинга ТНЕ по образованию и в топ-200 по экономике и бизнесу.
ВШЭ сохранила позиции в двух предметных рейтингах ТНЕ
ВШЭ представлена в двух предметных рейтингах ТНЕ: «Компьютерные науки» топ-500 и «Инженерные науки и технологии» в группе 801-1000.