В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз
19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов–участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
По прошествии трех лет с начала реализации проекта ректоры вузов встретились с вице-премьером Ольгой Голодец, министром образования и науки Ольгой Васильевой и курирующими работниками из Администрации Президента России для подведения промежуточных итогов работы.
Стратегические цели проекта — это глобальное позиционирование России в новой экономике, где интеллектуальный капитал становится основной производительной силой; противостояние попыткам изоляции российского образования; развитие экспорта российского образования и противодействие «утечке мозгов». В качестве главного комплексного индикатора достижения конкурентоспособности рассматривается вхождение не менее пяти ведущих российских университетов в топ-100 мировых рейтингов QS, THE и AWRU к 2020 году.
Формат Проекта 5-100 не уникален — он продолжает мировую практику. Так, в Китае и Южной Корее, во многих странах Европейского союза аналогичные проекты повышения глобальной конкурентоспособности существуют с 90-х годов и демонстрируют очень хорошие результаты: китайские университеты, к примеру, только за последние шесть лет увеличили число своих вузов в топ-100 отраслевых рейтингов Times Higher Education с 5 до 29.
С начала реализации проекта в 2,5 раза выросло количество публикаций вузов 5-100 в Web of Science, в 1,6 раза — число иностранных студентов
Результаты большинства основных международных рейтингов университетов за 2016 год уже были опубликованы, и российские вузы–участники Проекта 5-100 достигли в них больших успехов: впервые пять университетов вошли в топ-100 предметных рейтингов THE и QS (МФТИ, ИТМО, НГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ), еще пять — в топ-300 (СПбПУ, КФУ, ТПУ, ТГУ, УрФУ). Несколько ведущих университетов в этом году вошли в топ-300 предметных рейтингов по ряду предметных областей. Высшая школа экономики представлена сразу в девяти предметах QS и THE, в том числе в одном — в топ-100, в трех — в топ-150, еще в трех — в топ-200. Физтех представлен в шести предметах, Новосибирский университет — в пяти. «Это свидетельствует о серьезном продвижении и признании заслуг наших вузов», — отметила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец.
За быстрым продвижением в рейтингах стоят реальные результаты повышения конкурентоспособности российской науки и образования. С начала реализации проекта в 2,5 раза выросло количество публикаций вузов 5-100 в Web of Science, в 1,6 раза — число иностранных студентов. «Полученный результат — большое достижение», — добавила Ольга Голодец.
Кроме того, университеты группы 5-100 развивают открытое образование: свыше миллиона человек из 195 стран мира стали слушателями их онлайн-курсов на международной образовательной платформе Coursera. При этом 100 тысяч слушателей российских курсов — жители США, 100 тысяч — Европейского союза, 50 тысяч — Украины. «С помощью онлайн-технологий сейчас обучаются около 20% всех студентов в мире, — сказал Ярослав Кузьминов. — Их количество растет с каждым годом, и реальна перспектива, что к 2020-2022 годам количество студентов университетов и количество слушателей Coursera, EdX и национальных платформ уравняется. Это колоссальный канал конкуренции, и мы не можем его игнорировать».
Для нас крайне важны не показатели, а инструменты и механизмы, которые стоят за этой динамикой
Ежегодно рейтинговые агентства фиксируют увеличение числа участников рейтингования и рост конкуренции, поэтому ключевая задача участников Проекта 5-100 на ближайшие годы — не снижать темпы развития, чтобы сохранить и укрепить свои позиции. Вузы Азии и стран БРИКС развиваются быстрыми темпами и могут потеснить российские университеты. Участники ассоциации «Глобальные университеты»планируют к 2020 году не только удержать достигнутые позиции, но и расширить представительство в топ-100 и топ-300 по предметным и отраслевым группам минимум в два раза. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула, что программа 5-100 будет продолжена: «Для нас крайне важны не показатели, а инструменты и механизмы, которые стоят за этой динамикой».
Ключевое направление деятельности участников Проекта 5-100 — распространение лучших практик на другие российские вузы. Университеты-лидеры должны влиять на всю систему российского образования, трансформировать ее. Для этого необходимо разработать программы повышения квалификации преподавателей, исследователей и администраторов российских вузов на базе университетов–участников Проекта 5-100, развить систему стажировок в ведущих вузах, широко практиковать вовлечение вузов в совместные проекты с университетами-лидерами, делиться примерами образовательных программ, предлагать свои онлайн-курсы. Достижения участников ассоциации сведены в специальном разделе ее сайта.
В качестве ориентира следующего этапа проекта ректоры вузов–участников ассоциации предложили рассмотреть задачу вхождения к 2025 году в топ-100 международных рейтингов как минимум одного российского вуза по каждому предметному направлению.«Это реальная задача, — считает Ярослав Кузьминов. — В таких отраслях, как биомедицина, транспорт, это потребует дополнительных инвестиций». Сейчас Россия представлена в топ-100 предметных рейтингов QS по 14 предметам из 42.
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.