Модель образования: ядерный консенсус
20—21 ноября в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ прошла конференция "Современная модель образования: пути реализации". В конференции принял участие ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.
20—21 ноября в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ прошла конференция "Современная модель образования: пути реализации". Организаторами мероприятия выступили Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Государственный университет — Высшая школа экономики, Московская школа управления "Сколково" при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
В конференции приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по образованию, ректоры и преподаватели высших учебных заведений.
Открывая конференцию, ректор Академии народного хозяйства (АНХ) Владимир Мау подчеркнул, что на сегодняшний день в образовательной отрасли наметился информационный консенсус: "Это произошло благодаря моим коллегам: Ярославу Ивановичу Кузьминову, сформулировавшему эту "ядерную модель", Андрею Евгеньевичу Волкову, активно поддержавшему идею сотрудничества, и Станиславу Александровичу Наумову, всегда уделявшему особое внимание развитию образовательных проектов".
Заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов, выступая с приветственным словом, отметил, что нехватка специалистов ощущается практически во всех отраслях — "от морского дна до самых высоких небес". В связи с этим, особое внимание в рамках реализации Концепции непрерывного образования до 2012 года будет уделяться программам переподготовки управленческого персонала. "Конкурентность кадров — это конкурентность в глобальном, а не в национальном плане", — подчеркнул заместитель министра.
Наиболее острые проблемы высшего и профессионально-технического образования затронул в своем докладе ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. В частности, он отметил, что финансирование высшей школы всего на 20% превышает обеспечение общеобразовательных школ и ПТУ, что, по мнению ректора, ограничивает возможности отечественной высшей школы по проведению проектных и научных исследований. Так, в России исследовательская деятельность составляет около 5%, а на Западе этот показатель — 20—30%.
В своем выступлении ректор Московской школы управления "Сколково" Андрей Волков привел следующие данные: "На сегодняшний день насчитывается порядка 150 миллионов студентов, из них 10 миллионов перемещаются по миру. В связи с этим, одним из главных вызовов становится присутствие национального образования на мировом рынке".
Владимир Мау продолжил тему экспорта знаний. В частности, он отметил, что "кризис, скорее всего, окажет позитивное влияние на экспорт образования. Обучение в России будет дешевле, но в то же время возрастет цена покупки преподавателей, стоимость прохождения стажировок". По мнению ректора АНХ, создание филиалов за границей без активной государственной поддержки также не принесет желаемых результатов.
21 ноября в рамках конференции были организованы круглые столы по следующим темам: "Модели развития непрерывного образования", "Механизмы модернизации высшего профессионального образования", "Образование и работодатели: модели взаимодействия".
Иван Смирнов
Вам также может быть интересно:
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно
18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.
Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен
Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.
Как реформировать бакалавриат?
Бакалавриат, на который перешли практически все российские вузы, — это по-прежнему образование по специальности. Но в вузах необходимы программы общего высшего образования, и студенты должны получить возможность выбора образовательных траекторий, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
В рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию ВШЭ, 26 ноября прошла серия круглых столов
26 ноября в рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию Высшей школы экономики, состоялись круглые столы по тематике развития образования и научных исследований.
Десять трендов современного образования
16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).
Старцев Б.Ю. Хроники образовательной политики: 1991–2011. М.: НИУ ВШЭ, 2012
«Хроники образовательной политики: 1991–2011» — это серия очерков из истории образования в постсоветской России.
В поисках квалифицированных исполнителей
22 ноября в Высшей школе экономики состоялось заседание экспертной группы № 7 по доработке Стратегии-2020 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». Рассматривался вопрос о совершенствовании разделов проекта интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации», посвященных профессиональному образованию.
Школы и вузы: экстренные вызовы
19 мая в Высшей школе экономики прошло очередное совместное заседание двух экспертных групп по обновлению Стратегии-2020 – № 7 «Рынок труда, образование, миграционная политика» и № 8 «Новая школа». С докладами выступили их руководители — ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Расходы на образование: от вуза до детского сада
6 апреля в рамках XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в ВШЭ прошла сессия «Экономика и управление образованием» секции «Развитие образования». О проблемах финансирования образовательной сферы рассуждали научные сотрудники из университетов разных регионов России.