Как расходы государства на образование влияют на экономический рост
Инвестиции государства в образование дают значимый экономический результат, но для различных групп стран эффект от вложений в высшее, среднее и начальное образование разный. В развитых странах увеличение расходов на все виды образования приводит к росту экономики, причем отдача от среднего и третичного образования выше. Для развивающихся стран больший эффект дает рост расходов на начальное и среднее образование. Таковы результаты исследования, которые были обнародованы на семинаре Института образования ВШЭ.
Институт образования ВШЭ провел открытый семинар «Какие инвестиции в образование ведут к экономическому росту». Модератором семинара стала Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ. Профессор департамента прикладной экономики факультета экономических наук ВШЭ Марина Колосницына, выступившая с основным докладом, пояснила, что он посвящен межстрановым сравнениям влияния государственных расходов на образование на экономический рост, он подготовлен по материалам статьи, написанной совместно со студенткой магистратуры факультета экономических наук Юлией Ермолиной. Авторы использовали теорию человеческого капитала, рассматривая государственные расходы как инвестиции в образование на макроуровне и оценивая, насколько они выгодны.
Ирина Абанкина
Экономисты неоднократно сравнивали доходы образованных и необразованных работников на основе уравнения Минцера. Исследования доказывают, что на микроуровне инвестиции в образование высокодоходны. Но если рассматривать эти инвестиции на государственном уровне, ситуация усложняется.
Затраты государства на образование на порядок выше, чем частные, их доля в расходах бюджета велика. Даже высшее образование содержится в основном государством. Например, в англосаксонских странах доля частных расходов на него не превышает трети, а начальная школа почти полностью финансируется из бюджета, говорит Марина Колосницына. Государство финансирует и закупки, и содержание персонала, эти средства лишь частично покрываются учебой на платной основе.
Вложения в отрасль государства приводят к внедрению новых технологий, повышению производительности труда, росту зарплат у образованных работников и по цепочке — к увеличению спроса на потребительском рынке, расширению производства и занятости
Согласно теории эндогенного роста, образование и наращивание человеческого капитала позволяют более эффективно использовать физический капитал, что должно приводить к росту ВВП на душу населения. Кроме того, высокий уровень образования означает более ответственное отношение к своему здоровью, снижение преступности и большую толерантность. В свою очередь, это способствует снижению расходов на борьбу с преступностью и здравоохранение и в целом повышению привлекательности страны, в том числе для зарубежных компаний.
Тем не менее возникают сложности в оценке отдачи от образования на макроуровне. Оценки в различных исследованиях заметно отличаются. В некоторых показана зависимость экономического роста от доли расходов на образование, в других утверждается, что такой связи нет, некоторые обнаруживают ее только в отношении бедных стран. При этом даже богатые государства должны выделять приоритеты бюджетных расходов. А для бедных стран выбор финансирования отдельных сфер с учетом его влияния на экономическое развитие в краткосрочной или среднесрочной перспективе особенно важен.
Марина Колосницына
Марина Колосницына и ее соавтор выяснили, какова доля бюджетных расходов на образование в ВВП, каковы расходы на одного обучающегося и ВВП на душу населения в 1995–2018 годах в 32 странах ОЭСР и 59 странах, не входящих в эту организацию. Они отдельно рассматривали расходы на начальное, среднее общее, среднее профессиональное и высшее образование (последние две категории объединены вместе в третичное образование). Влияние расходов на образование на экономический рост рассматривалось с временным лагом 5 и 10 лет.
Результаты для развитых и развивающихся стран получены разные. В развитых странах увеличение расходов на все виды образования приводит к росту экономики, причем отдача среднего и третичного образования выше. Для развивающихся стран больший эффект дает рост расходов на начальное и среднее образование. В то же время краткосрочный экономический эффект увеличения государственных расходов на образование для развивающихся стран невелик, он наиболее заметен опять же при повышении финансирования начального и среднего образования.
Марина Колосницына отметила, что на результаты исследования могли повлиять ограничения выборки: по части стран нет статистической информации с разбивкой по уровням образования. Кроме того, необходимо уточнение информации с учетом качества образования по данным международных тестов.
Руководитель Центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС Марк Агранович высоко оценил работу. Он полагает, что ее следует учитывать при разработке образовательной политики. По его мнению, качество образования в стране, определяемое по результатам международных тестов, может влиять на экономическое развитие больше, чем его распространение.
По словам директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, исследование показало, что охват детей начальным и затем средним образованием положительно влияет на ВВП. Но быстрый рост экономики необязательно может быть следствием увеличения расходов на образование. В частности, ежегодный рост ВВП Эфиопии на 8–10% обеспечен начавшейся добычей нефти. Аналогичный рост экономики Ливии в 2018–2019 годах объясняется «низким стартом» после длительной гражданской войны.
Татьяна Клячко также считает, что утечка мозгов из развивающихся стран во многом объясняется интернационализацией образования. Многие студенты едут учиться в развитые страны и остаются там, надеясь получить высокооплачиваемую работу.
Если мы хотим, чтобы молодежь оставалась, мы должны вести определенную политику в секторах экономики, где нужна образованная молодая рабочая сила
Старший научный сотрудник Института институциональных исследований ВШЭ Илья Прахов отметил, что выбор образовательной траектории для многих сложен из-за того, что не все могут рационально рассчитать предстоящие расходы и издержки и оценить будущие выгоды. Он предложил оценивать при расчете влияния образования на показатели экономического роста не охват и другие количественные характеристики образования, а его качество. В первую очередь, пояснил он, это относится к высшему образованию. Между тем в арсенале исследователей преимущественно косвенные инструменты.
Илья Прахов
Илья Прахов отметил, что неравенство в образовании увеличивает расслоение населения и в этом случае образование теряет полезную для общества функцию.
Марина Колосницына рассказала, что предполагает включить в исследовательскую модель показатели участия населения в рабочей силе, параметры рынка труда по привлекательности рабочих мест и зарплат, а также данные обязательного и эффективного пенсионного возраста. «Если эти показатели ввести в модель, можно будет уточнить, насколько эффективно используется человеческий капитал», — сказала она и отметила, что расходы на высшее образование должны уточняться с учетом потребностей национальной экономики и ее растущих отраслей.
Ирина Абанкина назвала представленную работу стройным и убедительным исследованием. «Часть выводов было сложно предсказать. Появилось новое знание. Наверное, надо разбить страны на кластеры, но постановка и доведенный до конца сравнительный анализ мне показались очень интересными», — сказала она в завершение семинара.