Партнерство в социальной сфере
На XII Международной конференции по проблемам развития экономики и общества 6 апреля прошла презентация доклада «Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем».
Доклад был представлен в рамках круглого стола, совмещенного с рабочим заседанием экспертной группы «Развитие общественных институтов», созданной по решению правительства РФ для корректировки Стратегии-2020.
Открывая заседание, первый проректор ВШЭ Лев Якобсон отметил, что речь не идет о презентации доклада, а о его рабочем обсуждении. Социальные обязательства государства чрезвычайно велики, и пока государство с ними справляется не самым лучшим образом, считает он. При этом условия экономического роста в предстоящее десятилетие будут более сложными, чем в завершившемся. И если в предыдущее десятилетие, до кризиса, экономика Россия росла со средними темпами 7 процентов в год, то в ближайшие годы ее экономический рост вряд ли будет превышать 4 процента ежегодно.
Между тем, социальные обязательства государства не сокращаются. Их необходимо реализовывать, а для этого у государства не хватает не только средств, но и умения, кадров, мотивации. Поэтому «Справится ли государство в одиночку?» — вопрос не праздный. В течение многих лет структуры гражданского общества, некоммерческого сектора, продолжал Л.Якобсон, а отчасти и социально ответственный бизнес, старались взять на себя часть забот о социальных нуждах. Но это происходило в плоскости, мало пересекавшейся с тем, что делало государство. Притом что подавляющее большинство НКО настроено на партнерство. И теперь настал момент, когда намечается реальное партнерство в социальной сфере.
Авторский коллектив доклада — это Лев Якобсон (руководитель), директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова, научные сотрудники Центра Владимир Беневоленский, Элла Памфилова, Ирина Солодова, Анастасия Туманова. Доклад подготовлен на базе исследований, проведенных в рамках программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики. Приводимые в нем данные основываются на материалах мониторинга состояния российского гражданского общества, осуществляемого ВШЭ в сотрудничестве с рядом ведущих социологических центров страны. С самим докладом на круглом столе аудиторию ознакомила Ирина Мерсиянова. Речь в нем идет о модернизации институтов социальной политики на основе общественно-государственного партнерства, о поиске для социальной сферы смешанных, гибких институциональных форм с участием государства, местного самоуправления, структур гражданского общества и семьи. В докладе освещаются концептуальные основы преобразований социальной сферы, зарубежный опыт, лучшие российские практики.
Во введении «От патерналистских иллюзий к реальному социальному государству» подчеркивается, что расходы на социальные цели, финансируемые российскими налогоплательщиками через федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, а также через государственные внебюджетные фонды, за последние пять лет удвоились. Однако удовлетворенность населения состоянием социальной сферы остается низкой, о чем однозначно свидетельствуют данные массового опроса населения, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ.
В среднем только каждый одиннадцатый опрошенный полагает, что отрасли социальной сферы — образование, здравоохранение, наука, культура и социальное обеспечение — находятся в хорошем состоянии. Около 40% граждан считают, что их состояние более или менее удовлетворительно, и примерно столько же дают однозначно негативные оценки. Наиболее выражена озабоченность положением дел в здравоохранении и социальном обеспечении (соответственно 53 и 56% граждан уверены, что данные сферы находятся в плохом состоянии). Оценки населения, по существу, совпадают с теми, которые дает руководство страны. Президента Д.А. Медведева не устраивает «раздувшийся советский собес». Глава российского государства считает, что в основе современного социального государства должна лежать «сложная, сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм».
При обсуждении множества мероприятий государства по развитию социальной сферы важно иметь в виду, что модернизация этой сферы в России предполагает, в конечном счете, принципиальную смену модели. Суть советской модели можно описать как максимальное огосударствление ресурсов социального развития, ответственности за его ход и управления социальными процессами. Лучшее, чего можно сегодня добиться в рамках данной модели, — это напряженно, но безнадежно тянуться к образцам полувековой давности. Перспектива модернизации — это социальное развитие, направляемое гражданским обществом с опорой на государство и в постоянном тесном сотрудничестве с ним. Именно такой вариант адекватен тому, что называется современным социальным государством. Необходим переход от исчерпавшего себя государственного патернализма к общественно-государственному партнерству в постановке и решении социальных проблем.
Вместе с тем, было бы неверно недооценивать сделанное за последние годы. В июле 2009 года принята Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества, в апреле 2010 года — Федеральный закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. В самом конце 2010 года на заключительном этапе работы над бюджетом предстоящего периода выделено 900 миллионов рублей на финансирование в 2011 году федеральной программы поддержки социально ориентированных НКО. Программа призвана помочь формированию экономических предпосылок развития НКО. Основание для надежд на лучшее дает, в частности, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2010 года. Пожалуй, впервые в документе такого уровня тема взаимодействия государства с НКО, особенно их вовлечения в решение социальных вопросов, стала одной из ключевых.
Со своей стороны, негосударственные некоммерческие организации еще далеко не всегда готовы взять на себя ту роль, которую их аналоги успешно выполняют в целом ряде зарубежных стран. Согласно данным ежегодного всероссийского обследования НКО, проводимого Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, российские НКО в массе своей экономически крайне слабы и нередко находятся на грани выживания. В трети НКО нет сотрудников, работающих на постоянной основе на условиях полной занятости. У 24% НКО численность постоянных сотрудников составляет от 1 до 5 человек. Лишь 36% НКО имеют 10 и более добровольцев, а 24% организаций вообще не привлекают добровольцев к своей работе. По имеющимся данным, лишь менее чем в одной пятой российских НКО средств в основном хватает для осуществления всего задуманного, тогда как почти такое же количество организаций балансирует на грани выживания, работая исключительно на энтузиазме, и большинство НКО остро испытывает нехватку средств.
Общество пока не слишком доверяет негосударственным некоммерческим организациям. К сожалению, для этого имеются основания. Непрозрачность и недобросовестность части НКО бросает тень на других. Чтобы исправить положение, очевидно, не обойтись без совершенствования законодательства, но главное, что требуется — это более активная и ответственная самоорганизация самих НКО. Важно, чтобы государственные и муниципальные органы, наконец, разглядели в НКО серьезного и надежного партнера.
В докладе представлен практический опыт участия общественных структур в решении социальных проблем в России и за рубежом. Что касается зарубежного опыта общественно-государственного партнерства в социальной сфере, то, как подчеркнуто в докладе, поиск решений по модернизации институтов социальной сферы в индустриально развитых странах идет в направлении использования смешанных, гибких институциональных форм с участием государства, местного самоуправления, структур гражданского общества и семьи. При этом государственные бюджеты и системы социального страхования сохраняют за собой функцию основных источников финансирования социальной сферы.
Негосударственный некоммерческий сектор за рубежом играет существенную роль в предоставлении социальных услуг, в том числе в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и других. Деятельность НКО в этих отраслях опирается на значительную государственную поддержку. Общественно-государственное партнерство в предоставлении социальных услуг рассматривается политиками за рубежом как важный инструмент повышения качества этих услуг и повышения эффективности в основных отраслях социальной сферы.
Специальная глава доклада посвящена ретроспективному анализу деятельности российских общественных организаций в решении социальных проблем. Безусловный интерес в этом разделе представляет период после октября 1917 года, так как он дает представление о том, с каким наследием пришлось столкнуться в социальной сфере новой демократической России. В разделе делается вывод, что монополия государства на решение социальных проблем никоим образом не укоренена в российской культуре и исторических традициях. Эта монополия была навязана стране специфическим политическим режимом. Вопреки давлению режима российское общество использовало, пусть и крайне ограниченные, возможности для социально ориентированной самоорганизации.
В разделе доклада «Современные практики российских НКО» отмечено, в частности, что в наши дни российские НКО участвуют в решении многих социальных проблем, которые характерны для различных групп населения. Прежде всего, это проблемы здоровья, социального сиротства, проблемы развития и качества инфраструктуры здравоохранения, образования и ряда других социальных сфер; проблемы материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, социальной некомпетентности и социальной реабилитации; проблемы профилактики и рецидива попадания в трудную жизненную ситуацию и другое.
НКО работают с самыми разными социальными группами — оказывают помощь детям в трудной жизненной ситуации, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, с алкогольной и наркозависимостью, больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным, военнослужащим, ветеранам, бездомным… Подобное участие ожидается со стороны различных субъектов — со стороны населения, руководителей НКО, представителей федеральной элиты в нашей стране. Так, абсолютное большинство представителей федеральной элиты и руководителей НКО (87 и 90% соответственно) полагают, что общественные и другие негосударственные некоммерческие организации должны наряду с государственными учреждениями участвовать в решении социальных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры. Аналогичного мнения придерживаются 69% россиян, опрошенных в ходе проведения всероссийского репрезентативного опроса населения.
Среди представителей федеральной элиты преобладают относительно негативные оценки вклада негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных задач: более половины опрошенных (55%) оценивают его как плохой и только треть — как удовлетворительный или хороший (в сумме 33%). Относительно сбалансированную оценку этому вкладу дают представители исполнительной власти («хорошо» и «удовлетворительно» — в сумме 44%, «плохо» — 41%); а резко критическую — законодатели (23% «хорошо» и «удовлетворительно» и 72% «плохо» соответственно).
Что касается оценок представителей исполнительной, и в особенности законодательной, власти федерального уровня, то они иллюстрируют высокую степень предубежденности и недооценки возможностей социального партнерства и других форм.
Продуктивное взаимодействие органов власти и некоммерческих организаций, подчеркнула И.Мерсиянова, прежде всего, реализуемо в контексте и логике межсекторного партнерства. Межсекторное социальное партнерство понимается как конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), «выгодное населению территории и каждой из сторон» и обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов при решении социальных проблем. Распоряжением Президента РФ от 8 мая 2009 года № 289-рп образована рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства РФ о некоммерческих организациях.
Очевидно, что осуществить переход от устаревших и неэффективных «собесовских» подходов к формированию и реализации социальной политики, адекватной характеру модернизационных процессов, возможно только при взаимной готовности государственных и общественных институтов к последовательному сотрудничеству. «Очень важно, — подчеркнула И. Мерсиянова, — сегодня на круглом столе обсудить, как сделать социальную политику общим делом активных граждан и государства».
О разнообразном опыте работы НКО рассказала на круглом столе директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ, соруководитель экспертной группы «Развитие общественных институтов» Елена Тополева-Солдунова. По ее мнению, НКО в России сталкиваются с огромным количеством проблем, им скорее приходится выживать, чем жить, и до сих пор не было системной поддержки от государства их работы, и все, что ими сделано, это сделано не «благодаря, а вопреки». Существует два распространенных мифа об НКО. Один из них состоит в том, что некоммерческих организаций в стране слишком много, что они вообще не нужны — пусть государство само делает то, что оно обязано делать. Второй миф гласит, что некоммерческий сектор в России настолько не развит и слаб, что совсем неразумно со стороны государства доверить ему хоть какие-то средства, потому что они будут потрачены неэффективно.
«Я считаю, что ни та, ни другая точка зрения не являются истиной», — заметила Е.Тополева-Солдунова. Да, пока в Росси мало НКО, но имеются примеры весьма эффективной их деятельности. Причем в тех регионах, где есть не просто активные НКО, а активные лидеры этих организаций, и доминирует определенная «тематика» этой деятельности. Если в Архангельске очень активно работает в области помощи инвалидам Мякшин, то там эта тематика преобладает и помощь действительно оказывается. Если в Калининграде много делается, в том числе Фондом «Калининград» в сфере ЖКХ, то там это дело не стоит на месте. А в Нижнем Новгороде активно ведут себя экологические НКО. Недаром в России столицей гражданского общества называют Пермь — там действуют НКО различного профиля, в том числе правозащитные организации.
Много внимания во практически всех регионах уделяется проблемам детей, оказавшихся в трудной ситуации. «Мы проводили недавно исследование по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и выяснили, что по всей России помощью таких детям занимается не более 20 тысяч организаций. Это, конечно, не так много», — сказала она. Проблем у организаций третьего сектора достаточно: это, прежде всего, нехватка ресурсов, в том числе финансовых, проблемы с помещениями, средствами связи и прочим. И государство, по мнению Е.Тополевой-Солдуновой, может сделать очень многое для поддержки НКО, речь идет прежде всего о социально ориентированных организациях некоммерческого сектора.
Заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель попечительского совета Национального фонда развития здравоохранения, член Общественной палаты РФ Елена Николаева отрицательно ответила на основной вопрос круглого стола: «Справится ли государство в одиночку в решении социальных проблем?». Эффективность деятельности государства, уверена она, в социальной сфере низка. Е.Николаева сообщила, что с удивлением обнаружила в одном французском журнале, что Россия занимает первое место среди государств по совокупным вложениям в социальную сферу — 37 процентов ВВП. Но Россия стоит одновременно на одном из последних мест в мире по степени удовлетворения нужд в социальной сфере. «Происходит так, потому что мы вкладываем колоссальные средства в соцсферу с абсолютно нулевой эффективностью!», — заметила Елена Николаева. Назрела необходимость модернизации социальной сферы. «А пока мы делаем вид, что одной ногой стоим в капитализме, а в социальной сфере делаем вид — что в социализме. Но в результате не стоим ни там, ни тут, — сказала она. — Все, что делается сейчас в социальной сфере государством — от системы финансирования до системы оценки эффективности, — все это родом из 1950-х годов прошлого века и с тех пор не трансформировалось». В результате «министр финансов нам много лет толкует, что нельзя так много средств вкладывать в социальную сферу, а население с удивлением заявляет, что оно не видит этих денег в социальной сфере».
Что же делать? По мнению Е.Николаевой, нужно провести ревизию всех социальных обязательств, понять, кому и что государство обещало. Нужно уяснить, кто действительно является получателем этих услуг и обязательств. «Сейчас создан интегральный портал — «Социальная карта России», презентация которого пройдет в конце апреля. И там мы впервые за двадцать лет задались вопросом: «А что же это такое — социальная сфера России?». Поразительно, но даже в министерствах, которые занимаются этой сферой, никто не смог дать вразумительного ответа на этот вопрос», — добавила Елена Николаева. Важно организовать широкую дискуссию в обществе по вопросу о том, какой должна быть социальная сфера, как образом описывать социальные обязательства, как эффективно их выполнять. А причина слабой эффективности социальной сферы в том, что в ней отсутствует конкурентный компонент и государство рассчитывает лишь на свои ресурсы.
В то же время Е.Николаева предостерегла от иллюзий, будто в случае, если государство «скинет все на НКО», оно сможет «уйти» из социальной сферы. «Нет, государство не должно уходить из социальной сферы так, как оно ушло сегодня из сферы ЖКХ. Ибо тогда получится вакханалия, которую мы получили в сфере ЖКХ, где количество мошенничеств превысило все возможные пределы, а количество управляющих компаний, которые просто занимаются сбором денег и выводят их за рубеж, ставит под угрозу существование всей системы!», — сказала Елена Николаева.
Государство обязано заниматься созданием «правил игры для НКО, бизнеса, для себя самого, заниматься созданием баланса интересов, когда граждане как потребители социальных услуг получают заботу при гарантированном качестве по определенным стандартам».
Слово взял исполняющий обязанности директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин, ознакомивший участников круглого стола с тем, что делается государством в социальной сфере, какова «государственная философия» в этой сфере, в том числе по взаимодействию с НКО. Когда двадцать лет назад совершался переход к рыночной экономике, сказал, в частности, он, то тоже возникал вопрос о том, а справится ли государство само, без бизнеса в экономике, или все же надо создавать кооперативы, малые предприятия и прочее. Нынче же просто странно задавать такой вопрос, ибо какая же экономика без частного сектора? И в социальной сфере государство без поддержки организаций некоммерческого сектора не справится. Это объективная реальность.
Ирина Мерсиянова и Элла Памфилова |
Одним из таких инструментов, сообщил А.Шадрин, с 2011 года должна стать программа поддержки социально ориентированных НКО, которая сейчас разрабатывается в Минэкономразвития и которая уже через неделю будет направлена на согласование с другими министерствами и размещена на сайте министерства.
В бюджете на 2011 год (в рамках этой программы) и в плане реализации 40-ФЗ зарезервировано 900 миллионов рублей. Из них 600 миллионов предполагается направить на субсидии в регионы, отбираемые на конкурсной основе, для предоставления субсидий уже собственно НКО, которые оказывают социальные услуги.
Планируется поощрить регионы к созданию благоприятного климата при создании и функционировании некоммерческих организаций, интеграции деятельности НКО с работой в рамках разного рода государственных социальных программ. Второе направление — поддержка некоммерческих организаций федерального уровня с целью распространения лучших практик, развития механизма саморегулирования. Третье направление — это поддержка повышения квалификации сотрудников НКО и сотрудников тех органов государственной власти, которые должны оказывать поддержку некоммерческим организациям. Есть намерения оказать поддержку не мене 6,5 тысячам сотрудников НКО и не менее 1,5 тысяч сотрудников региональных и местных органов власти, которые должны научиться эффективно использовать те механизмы взаимодействия, которые уже предусмотрены законодательством.
Важным направлением поддержки НКО являются налоговые льготы. Сейчас на подкомитете Госдумы согласованы все поправки к закону, где предусмотрен существенный пакет льгот по налогам на доходы физических лиц, как получателей пожертвования, так и тех, кто жертвует расходы на благотворительность, в виде предоставления социальных вычетов. Весьма важна поправка по налогу на добавленную стоимость, которая уравнивает в освобождении от НДС оказание социальных услуг как бюджетными учреждениями, которые и сейчас уже не платят НДС при оказании социальных услуг, финансируемых госбюджетом, так и тех услуг, которые будут оказываться НКО.
На круглом столе министр социальной политики Нижегородской области Никита Гурьев указал на важность того, чтобы внести ясность в вопрос о том, как разделена ответственность и направления оказания услуг в социальной сфере между государством, НКО и бизнесом, оказывающим помощь НКО. Назрела, по мнению Н.Гурьева, необходимость в создании саморегулируемой организации, которая координировала бы не только деятельность некоммерческих организаций, а в первую очередь — коммерческих организаций, которые захотят оказывать социальные слуги.
Помощник Президента Российской Федерации Евгений Юрьев высоко оценил представленный на круглом столе доклад. «Я уверен в том, что ни одно государство не может справиться в одиночку с социальными болезнями общества. Это нереально, по крайней мере, если делать это качественно», — сказал он. Россия сейчас осваивает новые практики, и на этом пути будут сложности. Юрьев высказался за развитие общественно-государственного партнерства, призванного реально улучшить положение дел в сфере социального обеспечения населения.
«В России налицо всепроникающий кризис человеческих ресурсов! — отметила старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Элла Памфилова, сославшись на данные книги Никласа Эберштадта. — Мне кажется, что это — один из системных тупиков, в которых сейчас находится Россия. При таком уровне истощения человеческого капитала страна фактически становится нежизнеспособной. И, к сожалению, наша власть — при всем том, что делается много положительного — все-таки не осознает масштабов этой катастрофы». А без этого осознания не предлагаются и масштабные меры, которые должны поменять ситуацию кардинальным образом. Сейчас, убеждена Э.Памфилова, «все больше ощущаются эти системные тупики, и что бы мы ни делали, никакого прорыва нет». У нас нередко пытаются имитировать процессы гражданской активности и направляют реальные гражданские инициативы в «виртуальный лабиринт», где «любые колеи ведут в тупик или выгодны коррумпированной бюрократии», считает она.
Э.Памфилова перечислила насколько ключевых «разрывов», мешающих эффективно, при всех огромных усилиях, решать проблемы и нормально формировать программу социального развития и участия в этом формировании гражданского общества. Главное, что определяет практически все остальные недостатки в данной сфере — это разрыв между декларируемой модернизацией экономики и общества и неспособностью нынешней политической системы ее осуществлять. Если всерьез говорить о модернизации, то «необходимо кардинальное изменение политической системы». «Президент РФ говорит об этом и надеюсь, что за этим последуют реальные шаги по демократизации общества и развитию страны, — сказала Э.Памфилова. — Необходимо решиться на преодоление противоречий между пониманием необходимости развития страны и стремлением любой ценой удержать власть».
Еще одной проблемой, считает она, стал разрыв между вертикальной и горизонтальной системами управления. Как это ни странно, но они почти не пересекаются и во многом это предопределено отсутствием условий для развития местного самоуправления. Следующий разрыв, по словам Памфиловой, «почти пропасть» — это разрыв между властными структурами всех уровней и населением. «И во многом это объясняется отсутствием обратной связи между населением и чиновниками», уверена Памфилова.
Также пагубен разрыв между декларациями власти и тем, что на самом деле происходит в жизни: президент РФ подписывает указы, дает распоряжения, но «дальше система не работает. Это касается и коррупции, и социальных дел, и это определенным образом характеризует принципы управления». Беспрецедентен разрыв между точками приложения усилий со стороны НКО и политических партий. «У нас гражданская активность фактически не трансформируется в деятельность партий, они не опираются на нее, — заметила Памфилова. — В результате мы видим парламент в его нынешнем состоянии». К сожалению, существуют проблемы и в формировании системы ценностей общества. Политическая элита России не смогла сформировать идеи, которые могли бы сейчас объединять людей, которые позволили бы людям быть выше различий разного толка — профессиональных, религиозных, политических и прочих. «Такой системы ценностей, адекватной современным вызовам, пока в России нет», — констатировала Э.Памфилова. По ее мнению, это объясняется и отсутствием политической конкуренции.
Вдобавок «у нас очень низкий уровень доверия — как между гражданами, так и между властью и гражданами». Налицо и региональные разрывы практически по всем параметрам социально-экономического развития: по качеству жизни, развитию образования, здравоохранения. «Если мы говорим о стране, как едином целом, то должны быть базовые социальные стандарты для всей территории». Существует и разрыв между стремительно растущими спросом на компетенцию в сфере инноваций и ущербностью предложения, которое обусловлено вопиющим непрофессионализмом во всех сферах жизни. Совершенно недопустим, полагает Э.Памфилова, и уровень неравенства между самыми бедными и самыми богатыми гражданами России. «Мы, пожалуй, единственная страна мира, где за два года кризиса столица вышла на первое место по числу миллиардеров, — отметила в связи с этим она. — А сколько неофициальных миллиардеров по всей стране?»
Нарастает и различие во взглядах на жизнь между стремительно увеличивающейся частью общества, имеющей доступ к Интернету, и «теми, кто смотрит телевизор». «Именно Интернет, социальные сети стали основной базой для развития гражданской самоорганизации, и тут растет нетрадиционная гражданская активность, — сказала Памфилова. — Это проявилось наглядно во время летних пожаров, когда люди неинституциализированно объединились на время и решили проблему, а потом ушли как бы в подполье до новой проблемы, когда вновь придется самоорганизовываться и толкать власти к решению проблем». Итак, государство многое делает сейчас для поддержки НКО. «Но нельзя уходить и от решения системных проблем», — резюмировала Э.Памфилова.
Ее обеспокоенность состоянием дел в обществе поддержал на круглом столе Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. По его мнению, Россия «выработала свой нравственный, образовательный и организационный потенциал». И когда сейчас делаются попытки понять, в чем же причины нынешнего состояния России, «мы должны обратиться в наше сравнительно недалекое прошлое и понять, что причины кроются там». «У нас сейчас есть свобода информации? — задался он вопросом. — Частично есть. Так сделайте ее полной. Но так, чтобы при свободе слова не было свободы слуха. И сегодня поручения Президента РФ нас возвращают к мысли: давайте попробуем восстановить институт обязательного реагирования на критические выступления СМИ. Потому что как только появляется этот механизм и он начинает работать, чиновник начинает бояться воровать. Положим, со следователем он договорится, а со всеми газетами — вряд ли. А с общественным мнением ему договориться будет вообще невозможно».
И очень важно, по мнению М.Федотова, научить людей работать в некоммерческом секторе. Возможно, предложил он, по примеру того, как создаются бизнес-инкубаторы, «следует создавать инкубаторы для НКО»? Некоммерческий сектор — это сектор экономики, и к нему нужно относиться с соответствующей заботой», — заключил М.Федотов.
Подводя итоги работы круглого стола, Л.Якобсон отметил, что «разговор получился продуктивным и экспертная группа будет аккумулировать все предложенные меры развития НКО и гражданского общества». «На первом этапе самой трудной представлялась задача убедить государство в том, что мы есть, — сказал он. — Но сейчас мы в этом вроде бы государство убедили. А дальше надо вырабатывать какие-то варианты конкретных действий».
Николай Вуколов, Новостная служба портала ВШЭ
Фото автора
Беневоленский Владимир Борисович
Краснопольская Ирина Игоревна
Памфилова Элла Александровна
Вам также может быть интересно:
Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов
В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.
Более четверти россиян доводилось участвовать в деятельности некоммерческих организаций
Согласно результатам всероссийского опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2023 году, 80% россиян знают или хотя бы что-то слышали о некоммерческих организациях и инициативах в их городе, селе или поселке.
Кухня грантовых конкурсов: как НКО повысить шансы на успех
7 августа Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ проведет бесплатный вебинар «Заявка на грант глазами эксперта. Узнайте кухню грантовых конкурсов». Слушатели смогут понять, на что в первую очередь стоит обращать внимание при подготовке заявки на грант и как получить высокие оценки за проект. Телеведущая, директор Центра современных медиакоммуникаций ВШЭ Арина Шарапова представит подготовленный ЦСМ онлайн-курс «Информационная открытость НКО. 14 верных шагов к получению грантов».
«У нас есть возможность внедрить в процесс обучения студентов новую практику»
16 марта в московской «Точке кипения» Ассоциация волонтерских центров в партнерстве с НИУ ВШЭ провела стратегическую сессию «Технология “обучение служением” в университетах России» для представителей вузов и НКО. Стратсессия призвана помочь ее участникам познакомиться с этой технологией и разработать модель ее внедрения в образовательный процесс.
Апрельская конференция пройдет в распределенном формате
11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.
«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»
Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.
«Статистика должна быть доступна и понятна всем»
Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов
К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.
«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»
Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
Как увеличить российский экспорт продовольствия
На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.