• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Имею свою точку зрения и уважаю чужую»

16 августа проректором НИУ ВШЭ был назначен Алексей Каспржак, ранее занимавший должность заместителя губернатора Тверской области. О том, чем отличается работа в администрации вуза от работы в администрации субъекта Федерации, он рассказал в интервью новостной службе портала.

— Алексей Анатольевич, скажем честно, для тех людей из образовательной сферы, кто знаком с вами с совсем давних времен, когда вы работали в Национальном фонде подготовки кадров и в Минобрнауки, ваше назначение проректором Вышки стало неожиданностью. И это не первый виток вашей карьеры, который не поддавался прогнозированию. Чем вы будете заниматься в ВШЭ?

— Сейчас у меня два направления работы. Первое — это планирование бюджетных расходов, то есть все, что связано с бюджетированием в Вышке. Университет стал очень большим, по своим доходам и расходам он соизмерим с маленьким регионом. Как в любом регионе, как в любой корпорации, необходимо построить внятные и прозрачные процессы формирования бюджетных расходов в соответствии с приоритетами развития — сделать так, чтобы расходы подразделений были прозрачны для всех участников процесса. Мне эта задача понятна, я этим и занимался в Твери, в должности заместителя губернатора отвечая за финансы, — пытался сделать так, чтобы, с одной стороны, для управленцев, а с другой стороны — для населения, было понятно, на что тратятся деньги регионального бюджета. Для начала нужно сделать так, чтобы все участники бюджетного процесса понимали, как он вообще устроен, — ведь эффективность во многом зависит от понимания.

Не менее важно, чтобы бюджетирование соответствовало приоритетам университета. Для меня в этом смысле дирекция по финансовой работе и дирекция программы развития — некие аналоги министерства финансов и министерства экономики. Одно отвечает за объемы средств, за соответствие процедур и прочее, другое — за то, насколько определенные расходы, приоритеты, выделенные в динамике изменения объемов финансирования, соответствуют приоритетам развития. И моя задача — участвовать в «подстраивании» финансовых инструментов под содержание, под развитие Вышки как одного из лидеров высшего образования в России.

Второе направление моей работы здесь — взаимодействие Вышки с регионами. У меня есть опыт принятия решений на самом высоком уровне в субъекте Федерации. Этот опыт мне предстоит преобразовать: надо способствовать тому, чтобы Вышка стала более понятной и привлекательной для регионов, прежде всего, с точки зрения консалтинга.

— Если говорить о финансах — возможно ли здесь добиться всеобщего понимания? Вряд ли всякий сотрудник Вышки и тем более внешний человек способен понять все эти цифры, особенно если они не имеют прямого отношения к его зарплате? Разве что директор по финансовой работе ВШЭ Елена Михайловна Юдина разъяснит…

— Это известная проблема. Когда я впервые защищал бюджет в Твери, мы его сделали полностью открытым, со всеми приложениями и программами. Получилось 10 коробок бумаги весом 40 килограммов, и депутаты Законодательного собрания, куда мы его в буквальном смысле внесли, были сильно удивлены такой детализацией.

Но вопрос отнюдь не в том, чтобы значительно изменить структуру расходов и доходов, а в том, чтобы способ распределения был понятен. Во всяком случае, каждый менеджер старшего и среднего звена должен быть здесь участником, а не наблюдателем. И участие подразумевает не только знание, но и ответственность. В этом смысле мне кажется, что в Вышке возникает вопрос о делегировании этой ответственности от ректора на следующий уровень. У подразделений должно быть больше ответственности. Возможно какое-то перераспределение функций между центральным бюджетом и бюджетом подразделений — на понятных для всех условиях, при участии всех игроков, медленно, эволюционно. Без этого будет очень сложно сделать следующий шаг в развитии.

— А почему медленно? Вышка ведь растет очень быстро.

— Я это успел заметить за месяц, который здесь работаю. Но с точки зрения управления, такая структура не может быстро меняться — это просто опасно.

— Информация о бюджете, о финансовом плане, о его исполнении каждый год размещается на портале — каждый, кто хочет, может с ней ознакомиться. И мне кажется, вопрос о еще большей открытости в Вышке не стоит — судя по практике работы других образовательных структур, больше просто не бывает…

— Да, Вышка в этом вопросе представляет собой образец для подражания. Она открыта, прозрачна, вступает в любую дискуссию, нормально относится к критике. Реализуется важнейший принцип образовательного учреждения — воспитывать не только знанием, но и средой. Среда в образовательном учреждении должна быть устроена так, как завтра должна быть устроена страна. Этот принцип воспитания средой всем известен, но не всем нужен. Вспомните тему финансовой самостоятельности образовательных учреждений, 83-й закон — ведь стоит задача создать такие условия, при которых нельзя будет в этой самостоятельности не участвовать. Как любые новые инструменты в социальной сфере, это зачастую вызывает негативное отношение именно по причине новизны — люди к ним не привыкли.

— Сразу после ухода из администрации Тверской области вы сказали в интервью «Комсомольской правде»: «Иногда нужно что-то менять, чтобы не стать совсем начальником». Но что реально изменилось? Сюда ведь вы пришли не на должность профессора. В чем разница?

— Во взаимоотношениях, в способах взаимодействия с людьми. Я перестал быть чиновником. В той среде, где твое слово все время «выбивают в камне», и сам «каменеешь» — там нельзя долго находиться, а в моем возрасте это просто опасно. От меня ждали ответов на огромное количество вопросов, и проблема не в том, что люди так поступали, а в том, как я сам начал к этому относиться. И сейчас для меня важно сохранить себя просто как человека, а для этого нужно попасть в конкурентную среду, где много разных людей со своими мнениями, где меня воспринимают горизонтально. При всех ее достоинствах Администрация Тверской области была чиновничьей средой: если решается вопрос, чье предложение принимать, определяющим фактором становится должность, полномочия того, кто предлагает.

За прошедший месяц я прочитал, наверное, больше, чем за последние шесть лет. Читал я в основном портал Вышки, программу развития, аналитику по этому поводу, смотрел социологические данные — все, на основе чего можно «увязать» расходы и цели.

— А просто свободное время появилось?

— Я бы так не сказал. Но на Дне первокурсника Вышки я понял еще один принцип работы университета, соответствующий тому, о чем вы спрашиваете, — реальная свобода самоорганизации. Человека здесь ставят в такие условия, здесь так устроена среда, что он сам ее под себя организует. Ярослав Иванович очень хорошо объяснял студентам, что учиться — значит, организовывать себя для достижения целей. И это правильно, потому что с самоорганизацией у людей часто возникают проблемы, и от этого страдает система управления — страны, региона, чего угодно. Люди считают, что для того, чтобы они работали, кто-то должен их организовывать. Приходится прилагать серьезные усилия, чтобы это понимание преодолеть.

Для меня идеалом миссии вуза является миссия Гарварда, которая сформулирована так: «Наши выпускники не ищут рабочие места, они их создают». И это заложено в способе организации собственного времени, в идеологии подготовки людей, создающих нечто новое, управляющих своей жизнью. Не случайно Евгений Ясин не раз говорил, что Вышка готовит миллионеров, министров и профессоров.

— Вы шесть лет работали на государственной службе: руководитель отдела в Минобрнауки, затем первый заместитель руководителя и руководитель Департамента образования Тверской области, руководитель Департамента финансов, заместитель губернатора по финансам. Руководство вузом — это, в любом случае, новый опыт.

— Да, учреждением я никогда не руководил, в этом смысле работа в Вышке — это новые задачи. Но я считаю, что человек должен соглашаться на работу, если она для него не до конца понятна, а поставленные задачи ему представляются не до конца решаемыми. Нельзя прийти на работу, где ты все знаешь и можешь. Неинтересно. Должен быть риск.

При этом законы бюджетного процесса одинаковы везде, просто надо выбрать приоритеты. Кто-то хочет, чтобы этот процесс был прозрачным, или коллегиальным, или устроенным с участием большого количества людей, а кто-то хочет единоначалия и авторитарности. Можно хотеть или не хотеть, но нужно понимать одно: будущее — за либеральным, демократическим процессом бюджетирования, другого варианта нет.

— Если говорить о продвижении Вышки в регионах, вы, наверное, планируете начать с Тверской области?

— Вовсе нет. Хотя я уже выяснил, что в Тверской области нет ни одной базовой школы Вышки — думаю, такая школа должна быть. Хотя это будет не совсем в русле политики, которую мы проводили в регионе, — давали стипендии получившим высокие баллы ЕГЭ при условии, что они остаются в вузах Тверской области… Вообще, моя позиция такова, что при принятии решений нужно руководствоваться принципом свободы выбора и максимальных возможностей ученика, а не учителя. Выпускники школ Тверской области тоже поступают в Вышку — ко мне уже заходили студенты, родителей которых я знаю.

— Вышка в регионах все-таки достаточно известна.

— Да, университет позиционируется как один из основных консультантов по вопросам проведения социально-экономических реформ в России, и в целом на этом рынке он достаточно известен, но связи с регионами можно развивать и дальше. Тут нужно руководствоваться принципом Форда «все хорошее можно улучшить». Ведь, к сожалению, остались еще региональные чиновники, которые плохо знают, что такое Вышка, не знакомы с ее руководителями, и вряд ли у них возникнет идея нанять Вышку как консультанта.

Россия — федеративное государство, и решения, которые принимает правительство, должны опираться на понимание этих решений в субъектах Федерации. Поэтому, с одной стороны, в наших разработках для федерального правительства должно быть больше региональных кейсов, что позволит каждому региону увидеть себя среди остальных, с другой стороны — для регионов наш продукт должен быть более ярким, более реалистичным. Нужно устанавливать контакты с авторами лучших практик в субъектах Федерации по темам, которыми занимается Вышка.

— А развитие новых направлений?

— Нет, я не собираюсь развивать новые направления, я собираюсь способствовать тому, чтобы все направления работы Вышки стали более выпуклыми, чтобы их видели и воспринимали на региональном уровне. Задача — позиционировать Вышку как консультанта не только федерального правительства, но и региональных властей, как «консолидатора» их мнений. Это должна быть комплексная работа, с участием разных подразделений Вышки.

Заниматься комплексом вопросов в разных отраслях дешевле, проще и эффективнее, чем концентрироваться на чем-то одном. Принципы, идеологические посылы везде одинаковые. В Твери реформа социальной сферы началась с образования, а потом через финансы была попытка повернуть всю социальную сферу в ту же сторону, что и образование.

— В реформе образования Тверской области вы, кстати, далеко не всегда следовали федеральным рекомендациям — например, зарплата учителей так и не стала зависеть от количества учеников в классе, хотя федеральное министерство настойчиво рекомендовало ввести так называемый «ученико-час».

— Этот пример я не считаю существенным — у нас очень большая страна, и у каждого региона своя специфика, свои подходы к решению проблем. А с точки зрения идеологии все было нормально, по ключевым вопросам — полное соответствие.

Вообще, мне сильно повезло в том, что министерство Андрея Фурсенко сформулировало идеологические посылы изменений, разработало регионам дорожные карты, сопровождало эти изменения, чтобы в головах региональных чиновников была сформирована та же идеология реформ, что и в голове у министра. Такую ситуацию я наблюдал во Франции, где во время стажировки мы сначала общались с топ-менеджерами системы образования, а потом с учителями, и на принципиальные вопросы и те, и другие отвечали одинаково.

То, чем я хотел бы заниматься в Вышке в части предложений консалтинга для регионов, созвучно идеологии реформ последних лет. Реформа происходит не в правительстве, не в министерстве, а в конкретной школе, в больнице — где угодно. И она удается только тогда, когда министр и местный руководитель мыслят одинаково.

— Вышка всегда была не просто проводником государственной политики, но и, образно говоря, носителем государственного мышления. Еще в конце 1990-х Ярослав Кузьминов в шутку сказал мне в интервью, что Вышка — это «самый правительствоподневольный вуз».

— Безусловно. И нужно сделать так, чтобы в Вышке — в зоне научных исследований, всевозможных разработок, хозрасчетной деятельности — в любом направлении ставилась задача не только проконсультировать министерство, не только представить ему отчет, но и сделать так, чтобы отчет был воспринят, принят в регионах. Лучшая реформа — та, которая проводится, исходя из желаний субъекта.

— Конкретные планы по региональной деятельности у вас уже есть?

— Сейчас для меня важнейший вопрос — «инвентаризация» того, что есть в университете. Я и раньше знал людей, которые работают в Вышке, но многие инструменты, которые здесь используются, мне неизвестны — было бы неправильно не учитывать их в дальнейшей работе.

Создается Центр поддержки региональных инициатив НИУ ВШЭ, который будет заниматься маркетингом наших услуг в субъектах Федерации, и, возможно, вести переговорный процесс. На должность его руководителя я предложил кандидатуру Ивана Огнева — у него богатая биография, в Центре стратегических разработок он тоже занимался региональной проблематикой.

— А преподавать собираетесь?

— Об этом пока рано говорить — нельзя объять необъятное. Надо сделать первые шаги на должности проректора, но, по большому счету, это может быть интересным. Мы обсудим этот вопрос с Алексеем Лавровым, заведующим кафедрой финансового менеджмента в государственном секторе и заместителем министра финансов РФ. Я бы мог взять тему межбюджетных отношений — наверное, это было бы интересно студентам факультета государственного и муниципального управления.

— Если анализировать тверские интернет-форумы, где о вашей работе высказываются простые граждане, возникает двойственное ощущение. С одной стороны, есть положительные, восторженные отзывы вплоть до «что с нами теперь будет без Каспржака». Но есть и обвинения во всех смертных грехах — это удел, наверное, любого чиновника. Оставим за скобками отзывы вроде «вел себя заносчиво и нагло», «с презрением относился к простым труженикам». Но согласитесь, когда человек, у которого отец ректор, в 30-летнем возрасте занимает высшие посты в региональной иерархии, легко назвать его «мальчиком-мажором» со всеми вытекающими: снобизм, «понты», и далее по списку.

— Если «понты» заключаются в том, что кто-то что-то делает, пусть они будут. Если в том, что кто-то добивается результата — тоже хорошо. Если воспринимать свою точку зрения как «понты» — тем более, так оно и есть. Но надо смотреть правде в глаза: я молод, у меня длинные волосы, я выгляжу не совсем как чиновник, и, наверное, это вызывает определенную трактовку. К слову, от Сергея Яковлева, декана Международного института экономики и финансов, я недавно услышал, что Вышка из мажоров делает ботаников.

За время работы в Твери я не успел поговорить со всеми. Я имею свою точку зрения и уважаю чужую. Люди, которые работали со мной, знают, что я всегда выслушаю. Вообще для хорошего руководителя важным качеством является умение слушать и слышать, а иногда и признавать, что в чем-то ты был не прав, что у тебя есть ограничения в принятии решений. И такое происходило, просто это были внутренние вопросы, касающиеся выработки тактических решений, без публичной огласки.

— Коллеги, наблюдавшие из Москвы за вашей карьерой в Твери, очень удивились, когда два с небольшим года назад вы перешли из Департамента образования в Департамент финансов. Мы бурно обсуждали, уходит Каспржак из образования или нет. И — точно помню — вы мне тогда сказали, что не уходите, что интерес к этой сфере остается. На форумах вас и сейчас называют преемником Фурсенко, хотя связывают с вашим именем, прежде всего, строительные проекты — какая-то набережная, дворец, речной вокзал в Твери. Мне в этом слышится диссонанс — почему не школа, не новый кампус университета, не центр информатизации? Приход в Вышку — это возвращение в образование?

— Образование — значимый элемент жизни, поэтому границы между образованием и другими сферами не столь явные, какими они представляются людям консервативным, привыкшим чертить границы. Принципы работы везде примерно одинаковые, и, я думаю, границы выстроены не для того, чтобы получить лучший результат, а чтобы просто «огородить свою поляну».

Приведу простой пример: когда я первый раз в должности начфина приехал на совещание начфинов субъектов Федерации, мы 90% времени говорили про образование, причем я выступал в конце. Мне было легко — тема образования укладывалась в общую логику, потому что образование — это, по большому счету, инструмент формирования условий, в которых человек растет, развивается, изменяется, совершенствуется. В должности заместителя губернатора я занимался, например, инфраструктурой культурной жизни — в здании Речного вокзала был открыт Центр современного искусства «Тверца» под руководством Марата Гельмана, начата реставрация Императорского путевого дворца и набережной Степана Разина. Вопрос ведь в том, в каких условиях живут люди, улыбаются они из-за этого чуть меньше или чуть больше. Мне казалось, что эти здания, эта инфраструктура, эти акценты в жизни региона позволят людям улыбаться чаще.

Георгий Петрович Щедровицкий, говоря об инновациях, об инновационном движении, утверждал, что в своем инновационном пути человек должен пройти образовательную стадию и делиться тем, что он приобрел, что он сумел сделать. Это закономерно. Но Вышка для меня — это не совсем образование. Вышка — это место, где люди становятся участникам изменений в стране. Это идеальная модель, об этом говорится в программе развития Вышки, пусть даже другими словами, но мне кажется, что это существенная и правильная миссия. Я пришел в учреждение, которое работает с молодыми и формирует завтрашний день нашей страны.

Для меня очень важно возвращаться домой в хорошем настроении, чтобы жена радовалась. Это важнее, нежели преодоление каких-то карьерных ступенек. То, что мне предложил Ярослав Кузьминов, сложно и интересно, и мне кажется, эта работа доставит мне удовольствие.

 

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Особое внимание мы уделяем развитию совместных программ с университетами Сибири и Дальнего Востока»

В последние несколько лет НИУ ВШЭ активно открывает бакалаврские и магистерские программы двух дипломов совместно с другими российскими вузами. На сегодняшний день студенты обучаются по семи таким программам, еще несколько стартуют в новом учебном году. Как организовано университетское сотрудничество, какие направления и регионы приоритетны, какие перспективы открываются перед выпускниками, рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

«Мы боремся за лучшие кадры и хотим, чтобы коллеги, которых мы привлекли, не стояли на месте»

На заседании ректората 23 июня было рассмотрено семь вопросов, в том числе о вакцинации сотрудников и студентов, о результатах работы аспирантуры и диссоветов, о развитии системы повышения квалификации в университете, о работе библиотеки. Члены ректората обсудили Положение об организации обучения по части образовательной программы, позволяющее давать MicroDegree тем, кто эту часть освоил.

В Вышке будут приняты меры по предотвращению инфляции оценок

Руководство ВШЭ намерено не допустить снижения требовательности преподавателей по отношению к студентам. В ближайшие две недели для них будут разработаны методические рекомендации по вопросам оценивания. В дальнейшем критерии оценки станут обязательным инструментальным элементом учебных программ по каждому предмету. Планируется принять и другие меры, перечень которых обсуждался на ректорате 15 июня.

Переформатирование научной деятельности: в Вышке представлены первые большие проекты

Чуть меньше года назад на факультете гуманитарных наук ВШЭ началась реализация четырех больших проектов, объединивших представителей разных наук из разных подразделений и кампусов университета. На заседании ректората были представлены их цели, содержание, кадровый состав и ожидаемые результаты. Другим подразделениям поставлена задача разработать свои большие проекты, которые ВШЭ сможет включить в заявку для участия в программе «Приоритет 2030».

Ярослав Кузьминов переназначен на пост ректора НИУ ВШЭ

Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев переназначил ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова на новый пятилетний срок.

Инвесторы выбирают регионы с развитой экономикой

Даже недостаточно благоприятный деловой климат не является препятствием для инвесторов, если страна в целом является быстроразвивающейся. Инвестируя в страну с неразвитыми институтами, бизнесмены выбирают политически стабильные регионы с высоким спросом, квалифицированной рабочей силой и развитой инфраструктурой, отметила в докладе доцент департамента прикладной экономики, ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ Ксения Гончар.

Мода на кластеры должна быть уместной

«Мода» на кластеры обесценивает их пользу для инновационного и экономического развития региона. Пытаясь кластеризовать все сектора экономики без предварительного определения приоритетов, власти снижают связанность кластеризационных процессов с другими направлениями развития региона. Доклад Василия Абашкина «Барьеры и ошибки начального этапа реализации региональной кластерной политики».

Константин Сонин* назначен проректором Высшей школы экономики.

Рабочие и крестьянские села различаются медиапотреблением

Хотя советские ценности и схемы потребления долго сохраняются в сельском сознании, новые медиа в некоторых селах могут повышать интерес к политической и социальной жизни. Лаборатория медиаисследований ВШЭ провела вторую исследовательскую экспедицию в российской провинции.

Миграция между регионами бессмысленна или невозможна

Барьеры внутренней миграции в России снизились, но потоки «переселенцев» почти не выросли. Переезд в другой регион либо стоит слишком дорого, либо теряет смысл, поскольку различия в уровне жизни регионов стираются. Кандидатская диссертация сотрудника Научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Елены Вакуленко.