• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа юных мыслителей

1 декабря на факультете философии ВШЭ состоялось открытие нового студенческого проекта — «Школы юного философа». Школьники 6-11 классов могут зарегистрироваться в качестве слушателей на сайте факультета до 6 декабря включительно.

По мысли создателей, эта школа должна стать открытой площадкой, объединяющей не только школьников и абитуриентов, но и студентов и преподавателей факультета. «Нечто подобное открыли пару лет назад на философском факультете МГУ, но там его реализацией занимаются преподаватели, — отметила на церемонии заместитель декана факультета философии ВШЭ Анастасия Ястребцева. — Наш проект студенческий, и нам приятно, что он привлек внимание школьников».

«Школу юного философа» представили студенты отделения культурологии и факультета философии ВШЭ. По их мнению, основными задачами проекта являются, прежде всего, развитие и закрепление навыков нестандартного и рефлексивного мышления у школьников, подготовка мотивированных и активных абитуриентов. Студенты подробно изучили программы своих западных коллег в США («P4C») и Европе («София») и разработали на их основе собственную программу, рассчитанную на дискуссионную форму подачи материала. В программе курса основное место займут визуальные материалы, кейсы, дискуссии, игры. К работе в проекте также будут привлекаться преподаватели факультета, они помогут студентам освоиться с новой для них ролью. В конце презентации школьники и их родители задали несколько вопросов о процессе обучения в школе, времени проведения занятий и условиях поступления в школу. «Основание для поступления одно — ваше желание», — ответили студенты, авторы и презентаторы проекта.

 

На вопросы корреспондента новостной службы портала ответила Мария Румянцева, руководитель проекта и модератор презентации, студентка ВШЭ.

— Мария, расскажите, на кого рассчитан проект? Это действительно затея студентов факультета или проект сугубо факультетский, преподавательский, из тех, которые уже успешно реализуют многие факультеты Вышки и других университетов?

— В «Школе юного философа» будут преподавать только студенты. И начинался проект как студенческая инициатива, первоначально в нем участвовали Саша Гиринский, Лена Куликова и Юля Апанасенко. Юля сейчас курирует внутренние дела школы. Вчетвером мы начали обсуждать программу, прорабатывать материал, просматривать подобные проекты в Америке и Европе. Параллельно рассказывали о проекте друзьям, очень скоро к нам присоединились Ася Копылова, Лера Шалаева, Даша Коржова, Юля Терехина, Глеб Лукин. И это далеко не все. Нас поддержали преподаватели, помогли в разработке программы. Руководство факультета философии и отделения культурологии Вышки предоставили возможность воплотить проект в жизнь. Хотя проект студенческий, но без поддержки факультета, преподавателей, а также без живой заинтересованности школьников, которую мы видели сегодня, он вряд ли бы состоялся.

— Зачем понадобилось создавать эту школу?

Даша Коржова и Глеб Лукин
Даша Коржова и Глеб Лукин
— Перед школьником открыто огромное количество дорог, вопрос в том, какую выбрать. Как сориентироваться в этом многообразии? В 11 классе эта проблема становится очевидной: нет сложнее вопроса для школьника, чем вопрос: «кем ты хочешь стать?» Наша программа разработана так, что она поможет школьнику развить способность рефлексии и критического мышления. У школьника появится привычка обдумывать смысл собственных действий, он сможет грамотно и аргументировано выразить собственную позицию. Без этих навыков школьнику трудно принять осознанное решение в 11 классе, в результате он может потерять многие годы на «поиски себя» и «самоопределение».

— Вы сказали, что проект — открытая площадка, что это значит?

— Это значит, что проект открыт для школьников с 6 по 11 класс, для студентов философского факультета и отделения культурологии ВШЭ, которые хотят преподавать в школе, для преподавателей, которые хотят помогать студентам. Желающим достаточно связаться с Юлей Апанасенко, она объяснит, как можно включиться в процесс.

— А никого не смущает, что преподавать будут еще неопытные в этом деле студенты?

— Студентам проще найти общий язык со школьниками. Еще совсем недавно они были на их месте, также искали себя и свое призвание. Кроме того, студентам будут помогать опытные преподаватели факультета — советовать, как лучше вести урок, как лучше «подойти» к школьникам.

— Как будет строиться процесс обучения и когда начнется обучение в «Школе юного философа»?

— Школьники, которые хотят учиться в ней, могут до 6 ноября оставить электронную заявку на главной странице сайта факультета философии (в левой колонке, внизу). Сейчас мы готовы принять 50 человек. Но это только начало. Мы будем расти и развиваться. Никаких вступительных испытаний и собеседований не предусмотрено. Основание одно — желание стать слушателем школы. Начать мы планируем со следующей недели, первое занятие состоится в следующую субботу, 8 декабря. Ориентироваться будем, в том числе, и на пожелания наших слушателей. В группе будет не больше 12 человек, в маленьких группах школьнику легче раскрыть свой потенциал. Думаю, все у нас получится.

 

Владислав Земенков, студент 2 курса отделения востоковедения ВШЭ, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Дмитрия Павловского, студента 1 курса магистратуры отделения культурологии ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В феврале 2024 года стартует новый поток программы «Философия для предпринимателей»

Уникальным отличием образовательной программы факультета гуманитарных наук ВШЭ является нацеленность не на отдельные методики и практики, а на глубокое и профессиональное погружение в философию. Слушателям предлагается построить свою философскую систему, опираясь на собственный рефлексивный опыт и знания, полученные от ведущих лекторов России. Начало работы нового потока запланировано на февраль 2024 года, первый модуль программы для первого потока был завершен в декабре этого года.

«Междисциплинарные исследования – новые перспективы для философии»

Что связывает философов, лингвистов и логиков? Как подружиться с десятком иностранных центров за полтора года? Может ли наука изолироваться от внешнего мира? На эти и другие темы размышляет заведующая Международной лабораторией логики, лингвистики и формальной философии Елена Драгалина-Черная.

Между двумя университетами

Выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года Алина Перцева защитила кандидатскую диссертацию одновременно в Вышке и Университете Париж-VIII. Как ей это удалось и чем отличаются российский и французский подход к исследованиям, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

Законы тайм-менеджмента по Платону

Алексей Плешков, выпускник первого набора академической аспирантуры ВШЭ, летом 2016 года защитил кандидатскую диссертацию по философии. О том, как спортсмен стал исследователем Платона, чего не хватает российским студентам по сравнению со студентами Оксфорда и что значит быть цельным человеком с точки зрения древнегреческой философии, Алексей рассказал новостной службе ВШЭ.

Философия — школа свободы

В этом году студенты шестой раз подряд выбрали профессора Школы философии Елену Драгалину-Черную лучшим преподавателем ВШЭ. Она руководит бакалаврской программой «Философия» и преподает студентам логику. В интервью новостному порталу ВШЭ она рассказала, в чем секрет лучшего преподавателя, зачем философу математические доказательства и почему белая лошадь — не лошадь.

Ученый ВШЭ стал лауреатом Литературной премии имени Александра Пятигорского

Профессор Школы философии НИУ ВШЭ Александр Филиппов стал лауреатом третьего сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского с книгой «Sociologia. Наблюдения. Опыты. Перспективы».

Студенты перескажут философов в театральном формате

27 октября состоится вторая встреча в рамках проекта «Пересказы философии», который стал победителем конкурса «Фабрика идей» Российской государственной библиотеки для молодежи. В роли рассказчиков — аспиранты и магистры Школы философии НИУ ВШЭ. Тема нового пересказа — «Рене Декарт: как он мыслит и как существует».

Портрет современного философа

Представления о философах как о странных занудных людях тотально устарели, уверен Александр Павлов — доцент Школы философии НИУ ВШЭ, исследователь массового и культового кинематографа. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал о задачах молодых философов, эросе познания, постыдных удовольствиях и Школе философии ВШЭ.