«Самый мощный двигатель — это интерес»
В рамках образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в этом учебном году управлением академического развития ВШЭ, студент первого курса факультета экономики ВШЭ Олег Рычнев подготовил интервью с научным руководителем «своего» факультета Владимиром Автономовым.
— Владимир Сергеевич, если позволите, начнем с вашей биографии. Кто были ваши родители? Как проходили ваши школьные годы?
— Папа был военным, работал в Министерстве обороны, а мама была домохозяйкой, занималась детьми — мной и сестрой. Я окончил школу №619 в Москве. Это была неплохая школа в Измайлово. Окончил ее с золотой медалью. А у всех золотых медалистов в конце возникает вопрос: кем, собственно говоря, быть? Вроде, все более или менее получается... Но мне всегда нравились разные страны — вообще, я люблю путешествовать (в то время, правда, не было такой возможности, а сейчас есть, и я стараюсь ее использовать). В пятом классе, помню, я заболел и взял в библиотеке справочник «Страны мира». И из этого справочника я выписывал данные о разных странах: их столицы, флаги, политическое устройство, что они экспортируют. То есть меня чрезвычайно увлекала экономическая география зарубежных стран. Чем-то в этом роде мне хотелось заниматься. И смотрел я школьником на географические и экономические факультеты. Но решающую роль сыграло мое знакомство с ЭМШ — Экономико-математической школой при МГУ.
— Там вы впервые познакомились с такой наукой, как экономика?
— Да. Это было в десятом классе. Попал я туда, в общем-то, случайно: папа увидел объявление в газете и сказал: «Сходи, попробуй». Ну, я и пошел. Прошел вступительный тест по математике и начал заниматься. Школа эта возникла в 1967 году. Кстати, ее основатель Леонид Маркович Григорьев сейчас работает в Вышке на факультете мировой экономики и мировой политики, а поскольку он замечательный лектор, я его пригласил читать и для студентов нашего факультета курс мировой экономики. Идея ЭМШ состояла в том, что сами студенты по доброй воле и на общественных началах читали школьникам то, что им самим было интересно. Это были спецкурсы. Также были и обязательные предметы — политэкономия и математика. Мне очень понравились ребята, которые там преподавали. Особое внимание в ЭМШ я уделил спецкурсу по межотраслевым моделям.
В 1972 году я поступил в Московский государственный университет, на экономический факультет. Не могу сказать, что на факультете мне было все так же интересно, как в ЭМШ. Курсы бывали разные — как совсем неинтересные, так и очень интересные. Но последних было меньшинство. Один из таких курсов вел теперь уже ординарный профессор ВШЭ, академик Револьд Михайлович Энтов. Он читал спецсеминар по империализму — «экономике современного капитализма». Меня увлекало то, как он преподавал. Револьд Михайлович был безгранично эрудирован и очень серьезно относился к науке, что было свойственно далеко не всем преподавателям факультета. У него я писал курсовые со второго курса, у него же защитил диплом.
— Чем вы занимались после окончания вуза?
— После защиты диплома в 1977 году Энтов пригласил меня работать в Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). Это был институт, который должен был начальству нашей страны рассказывать правду о том, что происходит в экономике Запада, и, соответственно, сравнивать это с тем, как обстоят дела у нас. Там была гораздо большая свобода, чем во всей советской науке: можно было спокойно читать западные книги и западные журналы с целью изучения нашего предмета.
Я принял это предложение и поступил на работу в сектор Револьда Михайловича — сектор экономических циклов в отделе Соединенных Штатов. Мы должны были изучать, как происходят циклы, кризисы в экономике США, предсказывать эти циклы, строить модели, изучать теории. И в этом секторе сложилось совершенно уникальное собрание эрудированных, высокообразованных людей, которые всегда были в курсе новейших течений мысли и событий, происходивших а Западе. Из сектора вышли очень многие известные люди: Леонид Маркович Григорьев, о котором я уже упоминал; научный руководитель факультета политологии НИУ ВШЭ Марк Юрьевич Урнов; ныне покойный, к сожалению, Андрей Владимирович Полетаев, ординарный профессор Вышки, который внес огромный вклад в экономическую историю; Наталия Андреевна Макашева, профессор кафедры экономической методологии и истории… Выходили и люди, которые потом пошли в бизнес, в политику. Например, Максим Бойко — он когда-то был замом Черномырдина, министром госимущества, теперь он бизнесмен. В общем, это был кружок молодых интеллектуалов, который выделялся даже на фоне ИМЭМО. Нас там считали самыми умными.
Но и планка ставилась перед нами высокая: мы должны были стремиться к тому, чтобы наши работы могли бы опубликовать в хорошем американском журнале. У Револьда Михайловича была высокая планка для научной работы. Он был очень придирчив к нам, да и сами мы критиковали друг друга самым жестоким образом. Диссертацию мы в среднем писали лет десять. Это была очень хорошая школа научной работы, уважительно-строгого отношения к науке, отсутствия халтуры, искушения делать скороспелые выводы. Я благодарен Револьду Михайловичу за то, что он сыграл столь большую роль в моей научной деятельности.
— А как вы стали преподавателем? И как на вашем академическом пути появилась Высшая школа экономики?
— Преподавать я начал не сразу, долгое время занимался просто наукой. Вообще, преподавать я начал в МГУ на кафедре истории мысли. Плюс у меня был спецкурс по истории предпринимательства. Потом преподавать перестал. В Вышку я пришел в 1996-1997 году, когда здесь уже работала под руководством Олега Игоревича Ананьина кафедра экономической истории и истории экономических учений. Тогда он мне и предложил преподавать этот курс. Не могу сказать, что у меня сразу все хорошо получалось, но со временем я, видимо, стал лучше преподавать. По крайней мере, по отзывам студентов.
Какое-то время я преподавал на полставки, и, наконец, в 2000-м году Ярослав Иванович Кузьминов предложил мне прийти в Вышку деканом факультета экономики (это было не первое предложение, он предлагал мне и другие должности). Я согласился и одиннадцать лет руководил факультетом.
Это было очень тяжело. Во-первых, для меня это была новая сфера: управлять образованием, знать какие-то вещи об организации жизни университета мне ранее не приходилось, поэтому надо было осваивать все практически на ходу. А во-вторых, в наших условиях это делать особенно трудно, так как Вышка постоянно меняется. Она очень быстро росла все эти годы, и мне постоянно приходилось сталкиваться все с новыми и новыми вещами. В прошлом году я уступил место декана Олегу Александровичу Замулину. И этому рад, поскольку и Олега уважаю как ученого и как человека, и считаю, что пора мне уже, наконец, заняться чем-то более лично для меня интересным. Все таки работа декана отнимала много времени, которого так не хватало для научной работы.
— Чем занимается научный руководитель факультета? В чем заключается особенность вашей сегодняшней деятельности?
— Честно говоря, свой пост я еще освоил не полностью. Должности научного руководителя раньше не было на нашем факультете, так что прежде всего нужно наполнить его содержательными функциями. Научной работы у нас много, много лабораторий при кафедрах, много работы на самих кафедрах и вне лабораторий… И обозреть всю эту «поляну», сделать так, чтобы наши научные работы были на мировом уровне — это, наверное, и есть одна из моих задач, потому что мы все же в этом пока еще отстаем. По качеству образования, особенно бакалаврского, мы уже достигли хорошего европейского уровня, о чем свидетельствует то, что наших ребят без проблем берут в магистратуры западных университетов. А что касается исследований, тут мы засиделись на старте. В то время как мир ушел далеко вперед, мы только вот в Вышке начали вникать в то, что такое западная экономическая наука, из чего она состоит и как развивается. И, конечно, здесь нам пока очень трудно конкурировать с нашими западными коллегами.
— Преподавательскую деятельность вы также продолжаете?
— Да, я читаю лекции по истории экономических учений на первом и втором курсах. А еще по двум своим книгам читаю спецкурс по теме «Модели человека в экономической науке» на четвертом курсе. Это моя любимая тема, и я с удовольствием делюсь со студентами своими мыслями по ней.
— В этом году Вышка празднует свой 20-летний юбилей. Каким вы видите университет еще, скажем, лет через десять? Что, по-вашему, может измениться?
— Вышка настолько быстро растет, что трудно предсказывать даже на год или два вперед. Кто, например, знал, что в этом году МИЭМ к нам присоединится? У нас теперь есть и факультет истории, и математики, и востоковедения... Мы все время движемся вперед. И я думаю, что очень важно поддержать это движение, так как, пока мы быстро двигаемся, мы устойчивы. Если потерять вектор, движение уже будет неустойчивым. Надо и у себя на факультете порядок наводить, несмотря на то, что мы лидеры. Про научные исследования я говорил. Конкуренты новые подрастают и в других вузах: «Плешка», например, в последнее время рванула вперед. Так что почивать на лаврах нам нельзя — надо постоянно учиться тому, чего мы еще не знаем.
— Давайте теперь поговорим о студентах. Как эффективно организовать жизнь студенту Вышки? К чему себя готовить?
— Главная экономическая задача — рационально распределить ресурсы. А главный ресурс студента — это время. Как его распределить между тем, что хочется, и тем, что надо, каждый решает по-своему. Прежде всего, советую прислушаться к себе, своим потребностям, своим интересам. Ну и, конечно же, надо поддерживать хотя бы минимальный уровень, чтобы вас не отчислили. Все-таки по традиции процентов двадцать после первого курса вылетают. Нас такая статистика, конечно, не радует, но это реальная долговременная тенденция, потому что многие ребята приходят после школы и думают, что можно расслабиться, погулять. Нет, это не совсем так. Необходимо поддерживать баланс между интересами и ограничениями. Ограничения довольно жестокие, но дело того стоит.
— Какими качествами нужно обладать студенту, чтобы при правильном распределении времени добиться успехов в науке или карьере?
— Без трудолюбия тут точно не обойдешься, но не менее важно сохранить в себе интерес к тому, что изучаешь. Тут хотелось бы предупредить первокурсников. Выбор, особенно на нашем факультете, вам придется делать очень часто: начиная с элективных курсов и заканчивая выбором вашей карьерной траектории. Всюду главным вашим ориентиром должен быть ваш интерес. Высокооплачиваемость и выгодные материальные условия хороши только тогда, когда есть интерес. Трудно быть там, где неинтересно, я знаю это из жизни многих выпускников ВШЭ, которые поступали на очень хорошие места в банках, а потом говорили: «Не могу, очень скучно». И приходили либо к нам преподавать, либо уходили туда, где больше свободного времени для работы головой. Если вы возьметесь за то, что вам скучно, высоты своей вы не достигнете. Интерес — это самый мощный двигатель.
Трудоустройство для выпускников Вышки не проблема. Даже наоборот. Хочу предупредить ребят: со второго-третьего курса вас будут приглашать на работу. Не соглашайтесь ни на какие предложения! На полную ставку или на полставки, по специальности или не по специальности — не соглашайтесь, потому что это трудно совмещается с учебой, особенно на нашем факультете. Факультет у нас очень трудоемкий. Огромная нагрузка по математике, по экономической теории, по эконометрике. Но это все нужно, это фундамент, на котором вы потом легко сможете построить все, что будет необходимо для работы. Один из наших работодателей сказал: «Я люблю ваших студентов, потому что они учиться хорошо умеют». А учиться они умеют именно потому, что есть фундамент, и все новое они способны на этот фундамент «посадить». Мы постараемся дать много, ваша задача — взять от нас то, что вам в будущем будет нужно.
— На какие дополнительные возможности университета студентам стоит обратить внимание?
— В плане возможностей мы совершенно уникальное учебное заведение. У нас каждую неделю проходят три-четыре события, которые очень хочется посетить. Надо выбирать, смотреть, изучать содержимое портала Вышки, объявления. Мы проводим разнообразные встречи, дискуссии, к нам с лекциями приезжают зарубежные преподаватели. Есть формы внеаудиторной работы — начиная от спортивных секций и заканчивая клубом документального кино, который проводит научный руководитель Вышки Евгений Григорьевич Ясин. В общем, информации очень много, мы рады, что наш университет стал Меккой для встреч по обсуждению многих проблем. Таким образом, ваша основная задача — правильно распределить свои силы и время между тем разнообразием, которое Вышка дает. И это разнообразие надо обязательно отслеживать.
Олег Рычнев, студент первого курса факультета экономики ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Вышел новый номер «Окон роста»
Его основная тема — преподавательская надбавка как новый стимулирующий инструмент. Кроме того, из этого номера вы узнаете, какие курсы Центра академического письма Вышки и для кого могут быть полезны, в каком новом антиюбилейном проекте можно принять участие, и прочитаете воспоминания некоторых сотрудников об университете. Вместе с «Окнами роста» выходит 18-й выпуск приложения «География Вышки» с рассказом профессора Школы филологии Миры Бергельсон о воротах Аляски — Анкоридже.
Ярослав Кузьминов представил нового директора кампуса ВШЭ в Нижнем Новгороде и рассказал о перспективах развития вуза
4 июня ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов посетил нижегородский кампус НИУ ВШЭ и обсудил с коллегами перспективы развития университета.
Academic writing center: новые курсы
В феврале стартуют новые программы Academic writing center ВШЭ — «Академическое письмо и сопутствующие компетенции» и «Техника презентаций». Комментирует руководитель проекта Женя Бакин.
«Вышка должна быть лучшей, но не превращаться в касту»
В рамках образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в этом учебном году управлением академического развития ВШЭ, студент первого курса МИЭМ Денис Пронин подготовил интервью со старшим преподавателем кафедры математической экономики и эконометрики Генрихом Пеникасом.
«Первокурсники увидели, что наука может быть интересным занятием»
В ноябре состоялась встреча первокурсников и членов кадрового резерва ВШЭ. Она стала финалом образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в новом учебном году в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». О реализации модуля рассказывает советник проректора ВШЭ Татьяна Ишмуратова, а также другие его разработчики и участники.
Открытая встреча «О прикладных исследованиях для "неприкладников"»
25 апреля в Высшей школе экономики прошла открытая встреча с экспертами университета, посвященная прикладным исследованиям, проводимым в ВШЭ, и возможностям включения в них молодых преподавателей и ученых.
«Мониторинг университета» №7
Вышел новый номер бюллетеня «Мониторинг университета», в котором публикуются результаты социологических исследований по проблемам обучения, преподавания и жизни в НИУ ВШЭ.
Автора!
С сентября в Высшей школе экономики увеличивается размер академических надбавок. Об этом рассказывает проректор ВШЭ Мария Юдкевич.
«География Вышки»: итоги года. Выпуск второй
Вышел второй номер приложения «География Вышки». В нем преподаватели, научные сотрудники, администраторы Вышки — в Москве, Питере, Нижнем и Перми — рассказывают о том, что наиболее важного и интересного случилось в учебном году.
Созданы новые проектно-учебные группы
В Высшей школе экономики приступают к работе новые проектно-учебные группы. Такие коллективы преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов создаются в университете уже в четвертый раз. Группы позволяют студентам и аспирантам применить теоретические знания на практике, в реализации бизнес-проектов.