• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как покорить «царицу наук»

В том, что математика — царица всех наук, студент 1 курса бакалавриата факультета математики ВШЭ Александр Калмынин не сомневается. Любовь к миру чисел и красивых решений привела его к победе на нескольких международных олимпиадах для школьников. О своей учебе и планах он рассказал в интервью стажеру новостной службы портала Виктории Носик, студентке ВШЭ.

Александр Калмынин
Александр Калмынин

— Как началось ваше участие в олимпиадах и когда вы поняли, что можете достигать высоких целей?

— Углубленно и систематично заниматься математикой я начал в седьмом классе школы в Иркутске. Тогда же впервые принял участие в областной олимпиаде и прошел на всероссийский этап. Правда, в тот раз мне не удалось войти в список победителей. На следующий год я принял участие в олимпиаде имени Эйлера, а в девятом вошел в список призеров заключительного всероссийского этапа. После этого начались математические сборы, куда я ездил дважды в год до окончания школы. В результате напряженной работы там я стал кандидатом в российскую сборную и попал на международную олимпиаду в Румынии, где стал бронзовым призером, а также получил золотую медаль на математической олимпиаде в Китае. К одиннадцатому классу я вошел в состав сборной и как представитель России привез «золото» с международной олимпиады из столицы Аргентины — Буэнос-Айреса.

— Кто готовил вас к олимпиадам?

— Мои успехи — заслуга моего учителя математики Николая Николаевича Штыкова. В средней школе я посещал занятия в кружке «Малая академия» и там всерьез увлекся математикой. Так я попал к замечательному олимпиадному преподавателю. Николай Николаевич — потрясающий, увлеченный человек, благодаря ему я смог в своем родном городе подготовиться к математическим соревнованиям столь высокого уровня. Он старался найти для меня самые интересные и сложные задачи, благодаря ему мне хотелось ставить перед собой все более труднодостижимые цели. Николаю Николаевичу есть чем гордиться, среди его воспитанников несколько победителей всероссийских олимпиад.

— Приходилось ли вам как-то психологически готовиться к состязаниям?

— Наверное, самой лучшей психологической подготовкой были математические сборы. Двадцать один день напряженных занятий без выходных — непростое испытание, после него не страшны никакие умственные нагрузки и стрессы. Во время международных олимпиад правильно настроиться и сосредоточиться помогали сопровождающие команду преподаватели. В России сильнейшая математическая школа, наши участники никогда не остаются без медалей, причем чаще всего забирают «золото». Мы не могли позволить себе не занять призового места. В этом отношении позиция российских команд схожа с китайской, мы стремимся только к победе. Правда, подготовка у китайских сборных намного жестче, сборы у них могут длиться полгода, я бы, наверное, такого просто не выдержал.

— Как вы считаете, высокого результата на олимпиаде можно добиться исключительно за счет блестящих знаний, или удача все же имеет значение?

— Несомненно, фактор удачи нельзя отбрасывать. У всех участников есть сильные и слабые стороны, и если задание позволяет тебе раскрыться с лучшей из них, тебе повезло. Мой результат — четыре верно решенных задания из шести, и везение сыграло здесь свою роль.

— Как вы выбирали вуз для поступления, почему остановились именно на Вышке? Наверняка с вашими достижениями вы могли поступить в один из ведущих европейских вузов?

Сборная России по математике, второй справа — Александр Калмынин
Сборная России по математике, второй справа — Александр Калмынин
— Сомнений по поводу выбора факультета у меня не возникало, я точно знал, что хочу заниматься математикой, и ничем другим. Я не стремился попасть на учебу за рубеж, возможность учиться в Москве была более привлекательной. Выбор стоял между математическим факультетом Вышки и мехматом МГУ. Знакомые, которые учатся на мехмате, рассказали, что там все-таки готовят скорее инженеров, чем математиков. Это существенно повлияло на мое решение, потому что я в ближайшее время хочу заниматься чистой наукой. Родители поначалу старались переубедить меня, но список преподавателей матфака Вышки заставил их изменить свое мнение. Они поняли, что здесь преподают настоящие профессионалы и авторитетные ученые. Поступив, я ни на минуту не пожалел о принятом решении. Здесь учатся и работают по-настоящему увлеченные люди, они живут наукой, такое окружение очень стимулирует.

— Первые сессии показались вам сложными?

— Самой большой трудностью оказалось для меня совмещение учебы в двух вузах одновременно: Вышке и Независимом московском университете (НМУ). НМУ — открытое негосударственное учебное заведение, которое готовит математиков. Занятия там открытые, они проводятся по вечерам, посещать их может любой желающий. Но для сдачи зачета необходимо сдать преподавателю решенные задачи по темам, а иногда и ответить устно. После этого вольнослушатель допускается к экзамену, и после сдачи трех экзаменов может стать слушателем университета. Полный курс обучения НМУ длится пять лет, но срок обучения может варьироваться. Таким образом, в декабре я сдавал две сессии одновременно, и это оказалось довольно трудно. Но мне удалось успешно справиться, по всем математическим предметам в Вышке я получил десятки, а в НМУ — четверки (по пятибалльной шкале).

— Какой отдых кажется вам лучшим способом расслабиться?

— Я увлекаюсь музыкой, играю на электрогитаре. Времени, правда, иногда не хватает, но я стараюсь находить возможность для хобби. К счастью, у нас на факультете в гардеробе есть гитара, и я пользуюсь этим. Слушать любимую музыку тоже огромное удовольствие. Мне нравятся группы «Нирвана», «Гражданская оборона», «The Doors», но, конечно, это далеко не полный список исполнителей, чьим творчеством я наслаждаюсь.

— Планируете ли вы ездить на студенческие олимпиады?

— Сейчас олимпиады уже не кажутся мне такими интересными, как раньше. Возможно, когда-нибудь я буду пробовать свои силы в студенческих олимпиадах, но не в ближайшее время. Основной научный интерес для меня представляет теория чисел, я вплотную занялся ею в своей курсовой работе. Моим научным руководителем стал профессор Андрей Михайлович Левин, он помогает мне продвигаться в исследовании. Еще хотелось бы глубже изучить теорию струн — отрасль математики, которая меня тоже очень привлекает. Математика таит в себе широчайшие возможности для изучения, и открывать для себя новые горизонты этой науки невероятно увлекательно.

 

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Математики России и Китая встретятся в Вышке

С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.

НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»

С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»

«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.

В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики

3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».

Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022

29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.

«Математика — это праздник, который всегда с тобой»

Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»

В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.

«Вся наша жизнь — динамическая система»

Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

«Я прогулял лекцию по алгебре, потому что поехал на роды»

В спецпроекте, посвященном Дню защиты детей, студенты Вышки рассказывают, как совмещать учебу в университете с рождением и воспитанием ребенка — и не сойти с ума.