Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения
Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.
Обучение в аспирантуре — время, когда молодые ученые начинают активно строить свой исследовательский путь. Исследования показывают, что поддержка руководителей, коллег-ученых, семьи имеет важное значение в работе аспирантов над диссертациями. Решающую роль в интеграции молодых ученых в научное сообщество играет подразделение, в котором они работают. Эта институциональная поддержка важна не только с точки зрения получаемых знаний. Традиции, чувство принадлежности и общности, которые формируют и развивают кафедры, лаборатории, департаменты или школы, в равной степени важны для аспирантов.
Традиционно система аспирантуры в СССР, а затем и в России основывалась на модели наставничества. Подготовка будущих ученых в основном ограничивалась общением между аспирантами и их научными руководителями. Аспиранты учились немного, и их учеба была направлена в первую очередь на развитие академических навыков и компетенций. В 2013 году, когда был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в системе аспирантуры произошли существенные изменения. Она получила статус третьей ступени высшего образования и новую цель — создать условия для подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров.
Исходно переход к такому статусу означал значительное повышение образовательной нагрузки аспирантов. Нормативные изменения 2021 года частично ослабляют эти требования: теперь организации вправе сами распределять образовательный и научный компоненты. Так или иначе, текущая модель аспирантуры предполагает и больший контроль за прогрессом аспиранта со стороны сотрудников подразделений, и, как следствие, большую включенность аспирантов в научные коллективы.
Однако на практике индивидуальная работа с научным руководителем осталась главным элементом подготовки аспирантов. Чтобы понять, как подразделения поддерживают молодых ученых и зависит ли от этого их уверенность в том, что они успешно защитят диссертацию, исследователи Центра социологии высшего образования Высшей школы экономики опросили 992 аспиранта из шести российских университетов, что составляет примерно 40% аспирантов этих вузов. Результаты показали, что академическая поддержка от коллег в подразделениях не стала массовой практикой. 8–38% респондентов получали поддержку от коллег и только 4–23% — от руководителей подразделений. Более опытные коллеги чаще всего комментировали текст диссертации или будущих публикаций аспирантов. Большинство из них по-прежнему работали только со своими руководителями.
Исследователям удалось выявить шесть типов поддержки аспиранта со стороны департамента. Их отличает друг от друга то, кто именно вовлечен в работу с аспирантом (научный руководитель, руководитель подразделения или другие сотрудники) и какие функции выполняют старшие коллеги (экспертные или организационные). Хотя для большей части (58%) аспирантов все еще характерно получать поддержку только от научного руководителя, среди выделенных типов есть также и полное отсутствие поддержки (11%), и максимальная включенность всех сотрудников, в том числе руководителя подразделения (5%). Как показал дальнейший анализ, отсутствие поддержки снижает уверенность аспиранта в том, что он защитит диссертацию. При этом чрезмерное вовлечение сотрудников подразделений в работу с аспирантами оказывается менее продуктивным, чем активное вовлечение научного руководителя, сопровождаемое информационной поддержкой других сотрудников.
Как правило, студенты рассчитывают на поддержку руководителей не только в работе над исследованием. Спектр трудностей, с которыми сталкиваются аспиранты, широк. Среди них — пробелы в исследовательских навыках, организационные и психологические трудности, сложности в планировании карьеры. Все эти вопросы научный руководитель не может решить в одиночку. Выходом из ситуации может стать поддержка коллег по подразделению.
Евгений Терентьев
«Наше исследование восполняет несколько важных пробелов, — отмечает директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. — Большинство предыдущих работ в этом направлении были сосредоточены на изучении академической поддержки аспирантов со стороны научных руководителей, а не более широких исследовательских сообществ, в частности со стороны его подразделения. Полученные результаты показывают, что важно рассматривать академическую поддержку аспирантов как более сложное, комплексное явление. В ней может по-разному сочетаться работа разных людей и типы их поддержки. Такой подход ставит новые вопросы об оптимальном балансе между поддержкой, контролем и автономией на пути аспиранта и закладывает основу для новых исследований в этой области».
Вам также может быть интересно:
На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры
28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.
Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы
Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».
«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»
До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.
Сетевая аспирантура
Как сделать российскую аспирантуру эффективнее? Одна из возможных новаций — сетевая аспирантура: аспирант, специализирующийся в конкретной научной области, слушает лекции ведущих ученых в этой сфере в разных вузах и научных организациях. Такой опыт в России уже есть — Национальная сеть аспирантур по биотехнологиям в нейронауках.
Философия и этика: перспективные точки пересечения
9 февраля в Высшей школе экономики прошла встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, на которой было подписано соглашение о сотрудничестве между университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.
Стратегические решения
28 января прошло первое в новом году заседание Ученого совета Высшей школы экономики. В центре дискуссии оказалось будущее университетской аспирантуры и участие Вышки в корректировке «Стратегии 2020».
Междисциплинарный семинар аспирантов
28 сентября в ГУ-ВШЭ прошел семинар группы высокого профессионального потенциала (так называемого кадрового резерва) Высшей школы экономики «Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности и повышения научного уровня диссертационной работы».
«Три года посвящены лишь подготовке диссертации»
13 сентября в Высшей школе экономики прошла встреча студентов и преподавателей с аспирантом Университета Миннесоты, выпускником ГУ-ВШЭ Константином Голяевым, он рассказал об особенностях обучения в аспирантуре американских университетов.
Аспирантура ГУ-ВШЭ может стать моделью для ведущих вузов РФ
В этом году в ВШЭ начинает действовать аспирантура полного дня, набор в которую завершается 15 сентября. Аспиранты будут получать дополнительную стипендию и зарплату за работу в проектах, что позволит им больше времени посвящать науке. О принципиально новой форме аспирантуры в интервью РИА Новости рассказывает декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.
«Мы являемся частью глобального академического рынка»
28 мая состоялось очередное заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. Одной из главных тем в повестке дня стало развитие и реформирование университетской аспирантуры.