Развитие ДПО в Вышке: в основе — управленческая и образовательная аналитика
В апреле состоялась проектно-аналитическая сессия, посвященная итогам и перспективам развития дополнительного профессионального образования в университете. Ее участники обсудили, какие шаги необходимо предпринять, чтобы амбициозные цели, обозначенные в Программе развития НИУ ВШЭ в части роста сегмента ДПО, были выполнены, а в идеале даже перевыполнены. В роли модератора выступил старший директор НИУ ВШЭ Андрей Лавров.
Рынок растет, диплом Вышки в цене
Руководители консалтингового агентства ProductHub Евгений Паршин и Никита Булгаков представили результаты исследования, посвященного анализу рынка ДПО и положению НИУ ВШЭ на этом рынке.
Один из ключевых выводов — рост рынка в денежном выражении с 2019 по 2023 год на 65%. С 2021 года заметно выросла доля компаний EdTech, при этом рынок смещается в краткосрочные и практико-ориентированные программы, в которых преобладают следующие направления: дизайн и искусство, IT, маркетинг и коммуникации, анализ данных. Прогнозируется, что к 2030 рост составит еще 100–150%, точки роста — крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень).
Сильные стороны НИУ ВШЭ, выявленные в ходе анализа, — прежде всего широкий спектр программ (более тысячи, и здесь Вышка опережает другие вузы); преподаватели; признание на российском и мировом уровне. «Диплом или сертификат Вышки ценится высоко. Если человек прошел здесь обучение, он обладает необходимыми знаниями», — констатировал Никита Булгаков. Слушатели программ ДПО ВШЭ также высоко оценивают гибкость формата обучения, легкость заключения договора.
По итогам опроса целевой аудитории ДПО отмечено, что люди готовы учиться чаще. Неожиданный вывод — в будущем году жители Санкт-Петербурга готовы платить за обучение больше, чем жители Москвы. Из всех форматов лидирует онлайн. Аргументами в пользу госвузов (при сравнении с EdTech) являются опыт взаимодействия с ними и репутация.
ProductHub рекомендует организаторам ДПО в НИУ ВШЭ фокусироваться на коротких программах (до 2–3 месяцев), активнее экспериментировать с ИИ, новыми форматами и процессом обучения, предоставлять слушателям как можно больше гибкости в графике, персонализировать программы под каждый сегмент.
«Качественный контент и качественная упаковка»
Еще одна рекомендация ProductHub — обратить внимание на опыт корпоративных университетов, потенциальных лидеров в трансформации ДПО. Результаты исследования «Корпоративные университеты России — 2024» представила заместитель директора ВШБ НИУ ВШЭ Наталья Шумкова, один из авторов исследования, проведенного при финансовой поддержке СберУниверситета. 58 корпоративных университетов ведущих компаний и правительств субъектов Российской Федерации приняли участие в исследовании волны 2024 года.

Шумкова отметила, что в течение трех лет среднегодовой бюджет корпоративного университета остается стабильным (1,1–1,2% ФОТ), несмотря на экономическую и политическую неопределенность. Целевой аудиторией корпоративных университетов крупного российского бизнеса совокупно является более 3,5 млн трудоспособных граждан России, и предназначены они для всех сотрудников компании, а не только для управленческого состава. Многие КУ не отказываются от работы с внешними клиентами, развивая таким образом свою образовательную экосистему, и вовлекают в свои программы сотрудников компаний-клиентов, поставщиков, студентов партнерских вузов и ссузов, школьников.
Доля онлайн-обучения составляет 64% и включает в себя онлайн-курсы, видеоролики и другие образовательные решения в том числе в формате микрообучения, которые помогают работать по принципу «изучил сегодня — применил завтра». Более 70% программ в портфеле корпоративного университета интегрируют в себе несколько типов навыков: цифровые, социальные и профессиональные, при этом доля профессиональных навыков составила 55%.
Отвечая на вопрос модератора, есть ли в корпоративном обучении место для проектов крупного бизнеса с госвузами, Наталья Шумкова отметила, что взаимодействие компании с вузами и ссузами является одним из видов деятельности корпоративного университета, это подтвердили 62% участников исследования. НИУ ВШЭ, включая Высшую школу бизнеса, является наиболее востребованным вузом, бизнес-школой в рамках образовательного партнерства. По мнению эксперта, это отношения партнерства, а не конкуренции: «Каждому корпоративному университету нужен внешний сильный партнер для определенных целевых аудиторий, который обладает экспертизой не только в предмете, но и в создании качественного образовательного опыта».
ДПО как драйвер развития Вышки
Андрей Лавров в своем докладе констатировал, что за последние несколько лет в университете изменилось отношение к дополнительному образованию как к одному из ведущих направлений деятельности, особенно с учетом зафиксированных в интегрированной Программе развития НИУ ВШЭ показателей по ДПО: к 2030 году контингент обучающихся в этом сегменте должен вырасти в 2 раза, а доходы — в 2,5 раза. При этом было отмечено, что в области основного профессионального образования как раз есть ограничения в росте контингента, а следовательно, и доходов, что открывает новые возможности для факультетов при усилении внимания к развитию дополнительного профессионального образования.

В 2024 году в университете была зафиксирована рекордная динамика роста доходов от ДПО — 22%. По оценке Андрея Лаврова, это позволяет выйти на хорошую траекторию и в перспективе выполнить заданный КПЭ, но о суперопережающих темпах говорить пока рано. Исключение — нижегородский кампус, где рост составил 127%. «Точкой применения наших усилий должны быть программы в расчете на те регионы, где Вышка присутствует и где может присутствовать благодаря онлайну, сетевым ресурсам и университетским партнерствам», — считает старший директор НИУ ВШЭ.
По его оценке, люди хотят учиться «не один раз два года и на всю жизнь, а по три дня два-три раза в год всю жизнь». Важный тренд — рост категории слушателей 45+, важной и зачастую платежеспособной аудитории, рынок для которой сегодня практически пуст.
Андрей Лавров подчеркнул, что корпоративная информационная система (КИС) ДПО, действующая в Вышке, позволяет организовать управление на основе данных, и к этому надо стремиться. «Мы открыты к диалогу, — обратился он к коллегам из подразделений. — Если есть запрос на данные по вашим программам, обращайтесь в Операционное управление ДПО». В числе задач общеуниверситетской программы «Фонд развития ДПО» — стимулирование анализа и прогнозирования, качественное обновление системы ДПО, новые форматы и технологии.
Старший директор также сообщил, что в структуре PR-блока будет создано Управление операционного маркетинга, которое окажет подразделениям поддержку в создании продукта, его продвижения и продаж. Планируется запустить Акселератор программ ДПО, в рамках которого по желанию подразделений будет организована совместная работа по созданию новых продуктов и переупаковке действующих.
Основано на данных
Об использовании аналитики в ДПО как основы принятия управленческих решений рассказала начальник Операционного управления ДПО НИУ ВШЭ Оксана Жгун.
Она пояснила, что сейчас КИС ДПО содержит лишь таблицы с данными, но на их основе может быть сформирована управленческая аналитика для руководителей подразделений, которая поможет им понять ситуацию с портфелем программ, контингентом, финансами. Например, можно будет оценить эффективность вложения интеллектуальных и финансовых ресурсов в те или иные программы, понять, почему некоторые слушатели бросают учебу, и т.д.

Первый шаг уже сделан — создана система дашбордов, на которых данные отражаются в виде инфографики и регулярно обновляются. Операционное управление ДПО готово подключить к ним коллег по запросу в тестовом режиме. «Это поможет находить инсайты для дальнейшего развития портфеля программ и его обновления», — отметила Оксана Жгун.
Она уточнила, что достоверность и чувствительность данных зависит от качества работы менеджеров в учетной системе — насколько оперативно и корректно они формируют и обновляют информацию о заключении договоров, приказах о зачислении, дополнительных соглашениях со слушателями и прочем.
Помимо управленческой аналитики, есть образовательная аналитика — системный процесс сбора, анализа и интерпретации данных об учебной деятельности для повышения эффективности образовательных процессов. Для комплексного анализа здесь важны данные не только из LMS, но и из учетной системы.
Оксана Жгун подчеркнула, что Операционное управление ДПО продолжает оставаться открытым для консультаций по вопросам развития ДПО в подразделениях.
Вам также может быть интересно:
Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности
С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.
Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования
В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.
Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире
Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.
Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке
Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».
НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве
Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.
Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО
НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.
На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды
Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».
Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.
На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий
На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.
ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ
НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.